Черты индивидуальности
Тем не менее можно с большой вероятностью предположить, что наряду с эмоциональной насыщенностью имеется у ребенка несколько повышенная нервная возбужденность. Выражаясь обычным языком, перед нами ребенок очень живой и несколько беспокойный. Другой ребенок, например сын известного физиолога Прейера, своими исследованиями положившего начало науке о ранних стадиях развития человека, проявил бы, несомненно, в той же обстановке совершенно иные черты. Но мы не имеем, к Сожалению, подобной же подробной записи его поведения. Из наблюдений Прейера мы знаем, что к И месяцам его ребенок уже свободно стоял, самостоятельно поднимался, делал несколько шагов и с чужой помощью мог ходить. Эмоционально не столь подвижный и возбудимый, ребенок Прейера часто проявлял способность к более или менее длительному, сосредоточенному наблюдению, к повторению одинаковых движений и действий. Нет сомнения, что эти черты проявились бы и в течение того короткого отрезка времени в том же окружении, какие взяты для записи Идельбергером. Печать индивидуальности лежит, таким образом, на любом ребенке, будет ли он в каком-либо отношении исключительным или же, как мы выражаемся, обычным, заурядным, и, что замечательнее всего, эту печать индивидуальности можно отметить на любом отрезке поведения, как бы он ни был ограничен во времени и пространстве. По существу годовалый ребенок представляет собой уже настолько сложное существо, что любая его реакция, любое его отношение к окружающим его предметам и лицам во всех своих особенностях неповторимы,»т. е. свойственны только ему и отражают черты его цельной, неразложимой личности. Такой взгляд выдвигает чрезвычайно важный вопрос о степени устойчивости тех черт, которые мы можем подметить в раннем детстве, о возможности предсказывания на основании наблюдений над поведением ребенка в самую раннюю пору жизни путей дальнейшего его развития. К сожалению, мы располагаем ничтожными данными для того, чтобы ответить на этот вопрос.
Метки: запись, индивидуальность, различиеСтраницы: 1 2