Черты индивидуальности


Черты индивидуальностиКаков бы ни был источник разли­чий, годовалый ребенок выступает перед нами как наме­чающаяся индивидуальность. Черты индивидуаль­ности, несомненно, отразились и на той чрезвычайно ограниченной и во времени и в пространстве деятельности ребенка Идельбергера, сокращенную запись которой мы разобрали. Само собой разумеется, что в такой короткий срок и на таком узком поле личность ребенка, как бы при­митивна она нам ни казалась, не могла получить всесто­роннего освещения. Мы в состоянии лишь строить догадки относительно ее индивидуальных свойств. Мы вправе, одна­ко, заключить, что перед нами ребенок, который в разви­тии двигательного аппарата и способности удержания сво­его тела в равновесии, при всей своей подвижности, не поднимается выше обычного среднего уровня, скорее не­много отстает; будучи все время в движении, он все же топчется на одном месте, не только не делая попытки к ходьбе, но не умея даже самостоятельно стоять. Мы мо­жем, следовательно, сказать, что оживленная моторная деятельность этого ребенка недостаточно продуктивна.В полном соответствии с этой чертой его организма стоит бедность в количественном и качественном отношении звуков, которые ребенок издает. Даже подготовитель­ная стадия речи находится еще в зародышевом состоянии. Но в противоположность относительно бедной моторной деятельности эмоции ребенка поражают своей живостью, гибкостью и разнообразием. Как было уже нами указано, на протяжении получаса перед нами, по существу, прохо­дит вся шкала человеческих чувств и настроений – только в обрывистых, примитивных или, как врач выразился бы, абортивных формах: радость, печаль, гнев, ярость, любо­пытство, удивление, нерешительность, удовольствие, лю­бовь, отвращение. Как движения, так и эмоции ребенка бессвязны и не обнаруживают никакой склонности и спо­собности хотя бы к некоторому сосредоточению. Правда, эта черта, несомненно, характерна для возраста, а не для данного ребенка.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.