Частный случай формирования личности
К частному случаю формирования личности относится ее коррегирование (от латинского corrigo – направлять, улучшать, поправлять), т. е. исправление тех или иных выявленных бесспорных недостатков. Формирование способностей – это всегда либо целенаправленное развитие личности, либо ее коррегирование.Понимание динамической структуры личности позволяет лучше осознать и, следовательно, лучше применять различные методы формирования ее свойств. Ведь каждая из четырех подструктур личности имеет свой специфичный для нее вид формирования.
Свойства личности, входящие в ее биологически обусловленную четвертую подструктуру, формируются путем простого повторения. Повторное выполнение действий, требующих мобильности корковой деятельности, тренирует подвижность как типологическое свойство темперамента, точно так же, как повторное поднятие груза тренирует костно-мышечный аппарат. Психотренировка по своей сути гомологична физиологической тренировке.
Для формирования же индивидуальных особенностей психических процессов как свойств личности (входящих в ее третью подструктуру) тренировка как простое повторение необходима, но недостаточна. Здесь формирование свойств личности принимает вид упражнения, при котором, как известно со времени работ Торндайка, а у нас Л. М. Шварца, повторение должно быть дополнено знанием результата совершаемого действия и стремлением выполнять повторяемое действие каждый раз лучше.
Еще ранее Торндайка это заметил Леонардо да Винчи, описавший упражнения, которые «придают правильность суждения глазу, самому главному действию в живописи»7.
Упражнение часто рассматривают в качестве специфического вида формирования знаний, навыков, умений и привычек, т. е. свойств личности, входящих в ее вторую подструктуру. Но это неверно. Упражнение, опирающееся на тренировку, необходимо и достаточно лишь для формирования свойств третьей подструктуры личности; для формирования же свойств второй подструктуры оно необходимо, но недостаточно. Чтобы упражнение стало для этого достаточным, оно должно быть дополнено связями усваиваемого в процессе упражнения с уже усвоенным, т. е. принять вид обучения. (Для формирования привычек оно должно быть еще и эмоционально ярко окрашенным.)
Обучение, необходимое и для формирования свойств личности первой подструктуры, становится достаточным для этого только тогда, когда приобретает вид воспитания. А для этого оно должно быть дополнено связями усваиваемого с рядом уже имеющихся свойств личности, которые будут превращать усвоенное в мотивы деятельности.
Метки: личность, недостатк, формирование
Страницы: 1 2