Болезнь олигофрения


Болезнь олигофренияРебенок, рождающийся без способностей, больной олигофренией в ее наиболее тяжелой степени – идиотии. Но и ребенок олигофрен не животное, а больной человек. «Выделение отдельных вариантов дефекта при олигофрении даст возмож­ность подойти к подлинно естественнонаучному обоснованию коррекционно-воспитательных мероприятий (с учетом их способ­ностей-добавим мы.-Л». П.) в отношении этой группы де­тей»,- пишет крупнейший специалист-дефектолог М. С. Певз-нер20. С. С. Корсаков писал о женщине-микроцефале, которая 23 года прожила в психиатрической клинике: «У нее почти нет понимания, нет понятий, нет мышления, нет смысла во всех ее чувствованиях и действиях. Все то, что в человеческой жизни обусловливается пониманием, сознанием цели, сознанием отно­шений, все это у Маши или отсутствует, или если и существует, то только в зачаточном состоянии, и вся ее живая психическая деятельность бессмысленна, все ее действия автоматичны и соз­нание ее поэтому является лишь простым бодрствованием, а не действительным сознанием, освещенным светом самосозна­ния…»21. Однако наблюдения за ней подтверждают, что она не лишена известных способностей.Сравнение детей, выросших без общения с людьми, выращен­ных животными, и олигофренов выявляет существенные разли­чия в их психике (олигофренопедагогика это подтверждает). Общение с людьми и трудовая деятельность при морфологичес­ких и, следовательно, психических задатках формируют не только соответствующие психические явления, но и обусловливающую их корковую нейродинамику. И мозг, и психика в случае обще­ния с животными в раннем детском возрасте без общения о. людьми развиваются по одному, в случае отсутствия какого-либо общения с кем бы то ни было- по-другому, а в случае общения с людьми -по третьему. Это служит еще одним доказательством психофизиологического’ (т. е. анатомо-физиологического и психи­ческого) единства высшей нервной деятельности. Потому это еще одно возражение против обсуждаемого отрыва задатков от спо­собностей.
Из всего сказанного, однако вовсе не следует вывод, делаемый Б. С. Алякринским, который кладет его в основу теории летных способностей: «Является принципиально важным положение, согласно которому каждый здоровый, нормальный человек полу­чает от родителей «полный набор» задатков всех человеческих способностей»22.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.