Богатство гласных звуков


Период лепета, начинающийся с первых месяцев жиз­ни, длится до конца года. Еще до завершения этой фазы и до наступления следующей речевое развитие ребенка делает новый успех: начиная со второй половины первого года ребенок начинает обнаруживать понимание ря­да слов. Известные слова, недоступные ребенку для вос­произведения, служат, однако, условными возбудителями, вызывающими у ребенка довольно сложные ответные реак­ции. Ребенок может выполнять уже некоторые, конечно элементарные, поручения. Надо, впрочем, отметить, что для этих сложных реак­ций ребенка возбудителями являются не столько слова или сочетания слов, сколько определенные жесты, мимика и интонации, условное значение которых рано усваивается ребенком. Тот же факт имеет место и при дрессировке животных. Я помню, что, будучи мальчиком, забавлялся часто тем, что заставлял дрессированную собаку подавать лапу не на обычный условный приказ («дай лапу»), а на совершенно другие слова, произнесенные тем же тоном. Такой же эксперимент произвел Таполе над своим ребен­ком. В возрасте 6-8 месяцев ребенка после много­кратных повторений на сигнальный вопрос «Где окно?» условная глаз по на­правлению к окну. Немецкую фразу французской в том же совершеино тоне, ребенок с одина­ковой уверенностью сделал означенное движение. В этом раннем возрасте и обретают условное значе­ние и смысл мимика и жесты. Уже в 6 месяцев, а иногда ребенок реагирует иначе на смех и радостное, чем на гнев­ное или печальное, и приблизительно к внеш­нее выражение эмоций на других лицах способно заразить его и соответственно вызвать то смех, то плач. К концу первого года из сокровища звуков и сочета­ний, которые ребенок накопляет путем часто повторяемого лепета, начинают звуки, в сущно­сти те же лепетания, но отливающиеся от прежнего ле­пета тем, что они приобретают для ребенка определенное условное значение. Так зарождается слово, которое проводит резкую грань между развитием речевых реакций человека и животных.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.