Богатство гласных звуков
Период лепета, начинающийся с первых месяцев жизни, длится до конца года. Еще до завершения этой фазы и до наступления следующей речевое развитие ребенка делает новый успех: начиная со второй половины первого года ребенок начинает обнаруживать понимание ряда слов. Известные слова, недоступные ребенку для воспроизведения, служат, однако, условными возбудителями, вызывающими у ребенка довольно сложные ответные реакции. Ребенок может выполнять уже некоторые, конечно элементарные, поручения. Надо, впрочем, отметить, что для этих сложных реакций ребенка возбудителями являются не столько слова или сочетания слов, сколько определенные жесты, мимика и интонации, условное значение которых рано усваивается ребенком. Тот же факт имеет место и при дрессировке животных. Я помню, что, будучи мальчиком, забавлялся часто тем, что заставлял дрессированную собаку подавать лапу не на обычный условный приказ («дай лапу»), а на совершенно другие слова, произнесенные тем же тоном. Такой же эксперимент произвел Таполе над своим ребенком. В возрасте 6-8 месяцев ребенка после многократных повторений на сигнальный вопрос «Где окно?» условная глаз по направлению к окну. Немецкую фразу французской в том же совершеино тоне, ребенок с одинаковой уверенностью сделал означенное движение. В этом раннем возрасте и обретают условное значение и смысл мимика и жесты. Уже в 6 месяцев, а иногда ребенок реагирует иначе на смех и радостное, чем на гневное или печальное, и приблизительно к внешнее выражение эмоций на других лицах способно заразить его и соответственно вызвать то смех, то плач. К концу первого года из сокровища звуков и сочетаний, которые ребенок накопляет путем часто повторяемого лепета, начинают звуки, в сущности те же лепетания, но отливающиеся от прежнего лепета тем, что они приобретают для ребенка определенное условное значение. Так зарождается слово, которое проводит резкую грань между развитием речевых реакций человека и животных.
Метки: богатство, гортань, лепетСтраницы: 1 2