Анализ и наблюдение за учащимися


Наблюдения над учащимися показывают, что рядом со мно­гими учениками, которые не только проявляют большие способ­ности в какой-либо специальной области, но и имеют твердость характера, необходимую для их развития, встречаются отдельные случаи, когда учащиеся не в полной мере реализуют свои спо­собности именно из-за слабости своего характера. Например, ученик X класса московской школы Дмитрий К., по мнению пре­подавателей, имеет большие способности к математике, но полу­чает по этому предмету только «четверки», так как не обнаружи­вает нужного упорства, для того чтобы овладеть математикой в совершенстве. Он думает, что способности к математике, как он выражается, всегда его «вывезут», но успевает по этому предме­ту хуже некоторых своих товарищей, менее способных, но более настойчивых. Очень музыкальная девушка Лидия П. оставила музыкальную школу, приведя тот довод, что без школы она ско­ро научится «так играть, чтобы выступать на вечерах». В конце концов, она почти перестала заниматься музыкой. В обоих слу­чаях педагогами и родителями не было оказано нужного воспи­тательного воздействия, чтобы слабохарактерность учащихся не стала тормозом развития их способностей.
На пути формирования характера все стороны личности нахо­дятся в постоянных изменениях, входя в многообразные сочета­ния. Культура способностей часто требует специальных вариан­тов черт характера. Например, нельзя отождествлять выдержку, необходимую врачу-хирургу, с выдержкой паровозного машини­ста. Со своей стороны, культура волевых черт характера в их спе­циальных вариантах требует способности решать новые, особые задачи. Для всякой смелости полезна, а часто и необходима быст­рая ориентировка, смекалка, но разная смекалка требуется но­ватору, смело ломающему старые нормы выработки, и военачаль­нику, осуществляющему смелый маневр.
Психические процессы, как различные формы отражения дей­ствительности и как выражение к ней отношения человека, составляют аналитический раздел в системе психологии. Но, излагая учение о психических процессах, психологи часто указывают на индивидуальные различия, тем самым связывая психические процессы с индивидуальностью. Однако редко индивидуальные различия психических процессов рассматрива­лись в характерологическом плане, т. е. как в той или другой мере выражающие черты характера. Б. Г. Ананьев в своей работе «О взаимосвязи в развитии способностей и характе­ра» обратил внимание на то, как от организации психических процессов зависит формирование способностей и характера чело­века— процесс единый, но не свободный от противоречий.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.