Анализ и наблюдение за учащимися
Наблюдения над учащимися показывают, что рядом со многими учениками, которые не только проявляют большие способности в какой-либо специальной области, но и имеют твердость характера, необходимую для их развития, встречаются отдельные случаи, когда учащиеся не в полной мере реализуют свои способности именно из-за слабости своего характера. Например, ученик X класса московской школы Дмитрий К., по мнению преподавателей, имеет большие способности к математике, но получает по этому предмету только «четверки», так как не обнаруживает нужного упорства, для того чтобы овладеть математикой в совершенстве. Он думает, что способности к математике, как он выражается, всегда его «вывезут», но успевает по этому предмету хуже некоторых своих товарищей, менее способных, но более настойчивых. Очень музыкальная девушка Лидия П. оставила музыкальную школу, приведя тот довод, что без школы она скоро научится «так играть, чтобы выступать на вечерах». В конце концов, она почти перестала заниматься музыкой. В обоих случаях педагогами и родителями не было оказано нужного воспитательного воздействия, чтобы слабохарактерность учащихся не стала тормозом развития их способностей.
На пути формирования характера все стороны личности находятся в постоянных изменениях, входя в многообразные сочетания. Культура способностей часто требует специальных вариантов черт характера. Например, нельзя отождествлять выдержку, необходимую врачу-хирургу, с выдержкой паровозного машиниста. Со своей стороны, культура волевых черт характера в их специальных вариантах требует способности решать новые, особые задачи. Для всякой смелости полезна, а часто и необходима быстрая ориентировка, смекалка, но разная смекалка требуется новатору, смело ломающему старые нормы выработки, и военачальнику, осуществляющему смелый маневр.
Психические процессы, как различные формы отражения действительности и как выражение к ней отношения человека, составляют аналитический раздел в системе психологии. Но, излагая учение о психических процессах, психологи часто указывают на индивидуальные различия, тем самым связывая психические процессы с индивидуальностью. Однако редко индивидуальные различия психических процессов рассматривались в характерологическом плане, т. е. как в той или другой мере выражающие черты характера. Б. Г. Ананьев в своей работе «О взаимосвязи в развитии способностей и характера» обратил внимание на то, как от организации психических процессов зависит формирование способностей и характера человека— процесс единый, но не свободный от противоречий.
Метки: математика, слабость, случай
Страницы: 1 2