Анализ фактического материала
Но как, ни важен фактический материал, получаемый в процессе наблюдения, он не даст нужных результатов, если не будет освещаться гипотезой, не будет истолковываться в свете других имеющихся данных. Следуя завету И. П. Павлова, мы не должны быть «архивариусами фактов», и сам Иван Петрович — глубокий наблюдатель и экспериментатор — не случайно назвал свои лекции о работе больших полушарий головного мозга «плодом неотступного 25-летнего думанья».
При изучении характера необходимо учитывать многозначность форм деятельности человека и вытекающее отсюда требование знать мотивы того или другого поступка, того или другого поведения. Например, дисциплинированное поведение ученика на уроках должно быть истолковано по-разному в зависимости от того, мотивируется ли оно чувством долга, или диктуется нежеланием получить выговор, или является выражением нелюбви ко всякого рода резким и эмоциональным «выходкам» как следствие флегматического темперамента.
Можно с характерологическими целями пользоваться и кратковременными тематическими, тщательно контролируемыми наблюдениями. Так, нами проводились наблюдения над учениками V класса, имеющими у учителей репутацию очень рассеянных. В течение 10 минут (5 во время опроса и 5 при слушании объяснения учителем нового материала) регистрировалось число поворотов головы или туловища и головы назад, вправо и влево.
Как видим, разница между учениками Д. и Н. значительная, особенно если взять показатели во время слушания объяснения учителя.
Повторное наблюдение по той же методике дало примерно те же результаты.
Подобного рода кратковременные наблюдения с хронометражем должны применяться в качестве метода, дополнительного к длительным наблюдениям.
Но бывают краткие наблюдения в очень важной для диагностики характера ситуации, и такие наблюдения представляют значительную методическую ценность. Таковы, например, наблюдения над волевыми чертами характера учащихся в экзаменационный период и особенно непосредственно перед экзаменом, во время экзамена и тут же после экзамена или наблюдения над спортсменами во время особенно ответственных состязаний на стартовом этапе.
Метки: мотив, поступок, требования
Страницы: 1 2