Анализ фактического материала


17Но как, ни важен фактический материал, получаемый в про­цессе наблюдения, он не даст нужных результатов, если не бу­дет освещаться гипотезой, не будет истолковываться в свете дру­гих имеющихся данных. Следуя завету И. П. Павлова, мы не должны быть «архивариусами фактов», и сам Иван Петрович — глубокий наблюдатель и экспериментатор — не случайно назвал свои лекции о работе больших полушарий головного мозга «пло­дом неотступного 25-летнего думанья».
При изучении характера необходимо учитывать многозначность форм деятельности человека и вытекающее отсюда требо­вание знать мотивы того или другого поступка, того или другого поведения. Например, дисциплинированное поведение ученика на уроках должно быть истолковано по-разному в зависимости от того, мотивируется ли оно чувством долга, или диктуется не­желанием получить выговор, или является выражением нелюб­ви ко всякого рода резким и эмоциональным «выходкам» как следствие флегматического темперамента.
Можно с характерологическими целями пользоваться и крат­ковременными тематическими, тщательно контролируемыми на­блюдениями. Так, нами проводились наблюдения над ученика­ми V класса, имеющими у учителей репутацию очень рассеянных. В течение 10 минут (5 во время опроса и 5 при слушании объяс­нения учителем нового материала) регистрировалось число по­воротов головы или туловища и головы назад, вправо и влево.
Как видим, разница между учениками Д. и Н. значительная, особенно если взять показатели во время слушания объяснения учителя.
Повторное наблюдение по той же методике дало примерно те же результаты.
Подобного рода кратковременные наблюдения с хрономет­ражем должны применяться в качестве метода, дополнительного к длительным наблюдениям.
Но бывают краткие наблюдения в очень важной для диагно­стики характера ситуации, и такие наблюдения представляют значительную методическую ценность. Таковы, например, наблю­дения над волевыми чертами характера учащихся в экзамена­ционный период и особенно непосредственно перед экзаменом, во время экзамена и тут же после экзамена или наблюдения над спортсменами во время особенно ответственных состязаний на стартовом этапе.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.