Самокритичность
Важной чертой является самокритичность как постоянный стимул для работы над собой.
Критичность как черта характера заключается в постоянной готовности строго и объективно оценивать действия других людей, в непримиримом отношении к встречающимся у других людей недостаткам и порокам, в посильной помощи с целью их устранения и в стремлении направить критику на улучшение поведения и деятельности человека. Критическое отношение не только не исключает положительной оценки деятельности других лиц, но требует даже при рассмотрении отрицательных действий искать положительные стороны личности человека, опираясь на которые можно перевоспитать его.
Самокритичность как черта характера означает высокую требовательность человека к себе, строгую и объективную оценку себя и своих недостатков, непримиримое к ним отношение и принятие всех возможных мер к их устранению. Хотя критика и самокритика должны развиваться в единстве, фактически эти черты у людей не всегда совпадают. Г. И. Бизенков в своем исследовании «Формирование и развитие критичности и самокритичности у учащихся старших классов средней школы» показал, что у изучаемых им школьников черты критичности и самокритичности проявлялись различно: 1) учащиеся с равномерно развитыми критичностью и самокритичностью как сложившимися чертами характера; 2) учащиеся, обладающие критичностью и самокритичностью, но с неодинаковой силой проявления этих черт; 3) учащиеся, значительно более склонные к самокритике, чем к критике; 4) учащиеся, у которых критика других явным образом преобладает над самокритикой; 5) учащиеся, еще не проявляющие ни критичности, ни самокритичности как сколько-нибудь устойчивой черты характера.
Героиня партизанка Инна Константинова пишет в своем дневнике, что одно время она недооценивала значение советского искусства, в частности стихов Маяковского, но потом поняла свою ошибку и на тех страницах дневника, где ею были высказаны неправильные суждения об искусстве и поэзии Маяковского, размашистым почерком написала: «Заблуждение».
Метки: отношение, поведение, требовательность
Страницы: 1 2