Основные принципы профессионального отбора
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА
Профессиональный отбор является системой мероприятий, направленных на выявление лиц, соответствующих по своим психофизиологическим качествам требованиям конкретных профессий и в связи с этим наиболее пригодных для обучения и дальнейшей профессиональной деятельности. Это исключает разделение людей на лучших и худших.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА
Теоретической и методической основой профессионального отбора по психофизиологическим качествам является материалистическая теория о типологических индивидуальных особенностях высшей нервной деятельности человека. Согласно этой теории, приобретение личностью в процессе обучения и воспитания качеств, необходимых для успешного овладения той или иной профессией, зависит не только от социальной среды, в которой формируется личность, но и от врожденных психофизиологических свойств человека, особенно от свойств нервной системы. В связи с этим в основу при разработке психофизиологических критериев отбора на конкретные профессии положены следующие особенности высшей нервной деятельности человека: сила, подвижность, уравновешенность основных нервных процессов, взаимосвязь функций корковых и подкорковых образований головного мозга, обусловливающая высокую мобилизацию всех вегетативных функций организма, необходимых для энергетического обеспечения тех или иных поведенческих актов в условиях труда, взаимосвязь и взаимодействие анализаторных функций, систем организма человека, их пороговая чувствительность.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА
Основным методологическим принципом является определение степени соответствия обследуемого профессиональным требованиям, предъявляемым к организму. Предварительно проводится отбор лиц, имеющих заболевания по медицинским противопоказаниям, задачей которого является исключение людей по состоянию здоровья.
Профессиональный отбор предусматривает организацию системы отбора в неразрывной связи с использованием других путей повышения эффективности трудовой деятельности.
Изученные профессии систематизированы в определенные группы в зависимости от общности профессиональных требований. Это позволяет, кроме удобства пользования материалом, предсказать, в какую группу специалистов могут быть отнесены работающие при изменении технологии и появлении новых профессий.
Метки: деятельность, отбор, профессия
Страницы: 1 2