Значение психосоматической тренировки


Не останавливаясь здесь ни на физиологических механизмах, ни на философском понимании обратного воздействия психиче­ского на соматическое, отметим, что первое достаточно полно было раскрыто К. М. Быковым, а второе хорошо проанализиро­вано Э. 3. Феизовым55.Значение психосоматической тренировки, которую может осуществлять каждый научившийся ей, для формирования спо­собностей подтверждается еще более четкими результатами при формировании их в состоянии гетерогипноза. Так, В. Л. Райков показал, что при внушении роли «ученого-математика» происхо­дит значительное улучшение качества выполнения теста Бурдона, а при нарушении роли «известного художника» – качества рисования с натуры. Но самое существенное в этих эксперимен­тах то, что успехи, достигнуть в результате деятельности с внушенной ролью, закрепляются и проявляются в дальнейшем 56. Иными слонами, внушенная и в условиях гетерогипноза, и в ус­ловиях аутогипноза роль способствует формированию способ­ностей.
Психосоматическая тренировка очень убедительно показы­вает тесную взаимосвязь способностей человека и как организ­ма и как личности, или, иными словами, физических и духовных способностей человека. Вместе с тем она лишний раз подтверж­дает, что «внешним» для сознания, т. е. тем, на что оно (может активно воздействовать, является не только окружающий мир, но и внутренняя среда самого организма57.
И в заключение остановимся, пожалуй, на самом важном для проблемы способностей. Психосоматическая тренировка очень отчетливо доказывает, что сущность любой психической гимнастики заключается не столько в развитии той или иной функции, сколько в появлении или усилении возможности управ­лять ею. Когда эта возможность требуется для эффективного выполнения определенной деятельности, ее рассматривают как способность к данной деятельности. Вместе с тем тесно связан­ная с установкой личности, ее направленностью, психосомати­ческая тренировка не имеет резкой грани, отделяющей ее от психологической подготовки.
Роль коллектива в формировании способностей. «Только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков…»,-писа­ли Маркс и Энгельс 58. И эта мысль была не случайной. К ней Маркс специально вернулся уже в другом, но не менее важном для проблемы способностей аспекте – в широко известном так называемом «фрагменте об эскадроне кавалерии»583.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.