Значение психосоматической тренировки
Не останавливаясь здесь ни на физиологических механизмах, ни на философском понимании обратного воздействия психического на соматическое, отметим, что первое достаточно полно было раскрыто К. М. Быковым, а второе хорошо проанализировано Э. 3. Феизовым55.Значение психосоматической тренировки, которую может осуществлять каждый научившийся ей, для формирования способностей подтверждается еще более четкими результатами при формировании их в состоянии гетерогипноза. Так, В. Л. Райков показал, что при внушении роли «ученого-математика» происходит значительное улучшение качества выполнения теста Бурдона, а при нарушении роли «известного художника» – качества рисования с натуры. Но самое существенное в этих экспериментах то, что успехи, достигнуть в результате деятельности с внушенной ролью, закрепляются и проявляются в дальнейшем 56. Иными слонами, внушенная и в условиях гетерогипноза, и в условиях аутогипноза роль способствует формированию способностей.
Психосоматическая тренировка очень убедительно показывает тесную взаимосвязь способностей человека и как организма и как личности, или, иными словами, физических и духовных способностей человека. Вместе с тем она лишний раз подтверждает, что «внешним» для сознания, т. е. тем, на что оно (может активно воздействовать, является не только окружающий мир, но и внутренняя среда самого организма57.
И в заключение остановимся, пожалуй, на самом важном для проблемы способностей. Психосоматическая тренировка очень отчетливо доказывает, что сущность любой психической гимнастики заключается не столько в развитии той или иной функции, сколько в появлении или усилении возможности управлять ею. Когда эта возможность требуется для эффективного выполнения определенной деятельности, ее рассматривают как способность к данной деятельности. Вместе с тем тесно связанная с установкой личности, ее направленностью, психосоматическая тренировка не имеет резкой грани, отделяющей ее от психологической подготовки.
Роль коллектива в формировании способностей. «Только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков…»,-писали Маркс и Энгельс 58. И эта мысль была не случайной. К ней Маркс специально вернулся уже в другом, но не менее важном для проблемы способностей аспекте – в широко известном так называемом «фрагменте об эскадроне кавалерии»583.
Метки: значение, результат, тренировка
Страницы: 1 2