Жесты и мимика
Жестами, мимикой, хлопаньем в ладоши, ласковым лепетом ребенок достигает часто того, что ему в этом периоде жизни наиболее нужно, т. е. любви, помощи и подчинения себе взрослых.Ребенок в это время еще не говорит. Однако внимательное наблюдение показывает, что уже в доречевом периоде ребенок обнаруживает индивидуальные особенности в своих отношениях к другому ребенку. Эта социальная установка не является всегда одинаковой: она меняется в зависимости от характера и возраста партнера, от условий их материального окружения. Богатый материал наблюдений над социальным поведением ребенка в возрасте до одного года, собранный и обработанный Ш. Бюлер дает нам образцы самых разнообразных форм социальных установок. Подробные описания отдельных случаев убеждают нас в том, что уже в раннем возрасте ребенок, очутившись на более или менее продолжительное время лицом к лицу с другим ребенком, то проявляет к нему безразличие, то сосредоточенно следит за ним, то вступает с ним в соперничество из-за игрушек, то, наоборот, оказывает ему содействие и выражает благожелательное участие.
Бюлер показала на многочисленных примерах, что уже в возрасте 6 месяцев ребенок не просто реагирует на присутствие другого ребенка, но действует, проявляя в своем контакте с ним не простую ответную реакцию, но известную степень социального интереса и социального понимания.
Когда ребенок овладеет речью, то он часто пользуется этим новоприобретенным орудием не только для общения со взрослыми, но и для использования их в своих интересах и достигает при этом искусства, которому мог бы позавидовать даже и иной дипломат.
Уменьшительные и ласкательные слова, с которыми ребенок часто обращается к взрослым, следует отнести; к категории тех приемов, при помощи которых ребенок покоряет себе взрослых. В ход пускается также и прежнее орудие – жесты, интонация и мимика, и степень искусства, с которым ведется атака комбинированными средствами, свидетельствует о том, что мы имеем перед собой проявление интеллекта.
Страницы: 1 2