Запас принципов и истин
Еще более идеалистически учение о способностях выражено Томасом Ридом, основателем «шотландской школы» философии. Защищая религию, он утверждал, что человек -родится с запасом принципов и истин, позволяющих ему независимо от опыта различать прекрасное и безобразное, дурное и хорошее. Считая веру одной из способностей, он доказывал, что вера в бога не менее обоснованна, чем данные науки. Взгляды на способности «шотландской школы» наиболее прочно и долго (вплоть до конца XIX в.) владели умами психологов США.Христиан Вольф и многие его последователи рассматривали психические способности «как врожденную, спонтанную активность души. Вольф с его наклонностью к классификации, давая описательную развернутую схему почти всех известных в его время психических явлений и назвав их «способностями», наделил последние объяснительным значением, не требующим познания их. Иммануил Кант придал им описательное трансцендентальное значение и тем вывел за рамки возможного познания.
Следующий этап развития учения о способностях связан с работами Иогана Фридриха Гербарта, который, будучи не только психологом и философом, но и педагогом, не мог удовлетвориться такой подменой объяснительного подхода к психическим явлениям описательным. Он считал, что способности, в их понимании X. Вольфом и И. Кантом, «превращают психологию в мифологию»21. Но (будучи сильным в своей критической части, решить проблему способностей с позиций как идеалистической, так и ассоциативной психологии (приверженцем которой он был) Гербарт, понятно, не мог: Тем менее это мог совершить его современник, философ-идеалист Якоб Фридрих Фриз, еще более осторожно критиковавший Вольфа и Канта с позиций эмпирической психологии.
Мы считаем, что наиболее принципиальный шаг в понимании способностей в домарксистский период сделал Фридрих Эдуард Бенеке (1798-1854), который (в еще большей степени, чем Гербарт) пытался в своей книге «Erzsielunks und Unterlihts Lehre» (1834) придать психологии практическое значение основ педагогики. Бенеке считал главнейшими достижениями научной психологии открытие Локка, убившее «врожденные идеи», и открытие Гербарта, убившее отвлеченные «душевные способности»; Он признавал, что в человеческой душе постоянно образуются новые элементарные способности22.
Вполне современно звучат его слова: «Обычное ходячее воззрение, принятое и прежней психологией и положенное в основание прежней педагогики, приписывает душе первоначально врожденные силы в той форме, в какой они присущи вполне развитой душе. Согласно такому взгляду, принимают бесчисленное множество врожденных душевных способностей и качеств, частью общих, каковы рассудок, воображение, сила суждения, воля и т. д., частью индивидуальных, например известные склонности и характер, дарования, душевные свойства и т. д.» И далее: «Конечно, поскольку развитый человек понимает, рассуждает, умозаключает и т. д. мы должны признать в нем способности или силы понимать, судить, умозаключать, желать и т. д. Но отсюда никак не следует, чтобы эти способности уже первоначально существовали в нем или были ему врождены. Они могли развиться впоследствии…»23
Бенеке выдвинул положение об «основных психических системах», указывая, что «употребляет слово «система» в том же смысле, в каком физиологи говорят о системе кровообращения». В каждой из этих систем он видел и врожденные способности (например, «способность припоминания») и приобретенные кстати, так и называл один из параграфов – Введения к книге «Врожденная и развитая индивидуальность»24.
Страницы: 1 2