Характерологические значения индивидуальных особенностей
Характерологическое значение могут иметь некоторые индивидуальные особенности уже в процессах непосредственного отражения действительности. В эти «субъективные образы объективного мира» (Ленин) включается много того, что зависит от общего склада личности, от характера человека.
Мы проделали экспериментальную работу с целью установить характерологические различия у учащихся 15—16 лет, обнаруживающиеся при рассматривании ими многоцветных репродукций. В результате наметился ряд характерологических вариантов.
Пассивно воспринимающие и активно наблюдающие. Конечно, каждое восприятие в какой-то мере активно, но, когда мы выделяем пассивно воспринимающих, мы имеем в виду учащихся, не ставящих при восприятии каких-либо своих задач, ориентирующихся лишь на то, что бросается в глаза. Такие ученики, по характеристике учителей, отличаются импульсивностью, склонностью к внушению, нередко недостаточной вдумчивостью. Активно наблюдающие, напротив, рассматривают репродукции под определенным углом зрения, проявляя при этом свой вкус, свой интерес. У этих учеников ярко выражены такие черты характера, как инициативность, самостоятельность, часто планомерность, вдумчивость.
Указанные различия проявлялись у некоторой части наших испытуемых. Но для многих учащихся они, наоборот, совершенно нехарактерны, т. е. не отражают их психического склада, не показательны для их направленности и воли; они находят свое объяснение, например, в степени ознакомленности с данной областью.
Детализирующие и обобщающие. Одни учащиеся больше обращают внимание на детали, другие — на общее. Эти различия не всегда совпадают с различиями между пассивно воспринимающими и активно наблюдающими учащимися.
Среди наших испытуемых тенденция воспринимать, прежде всего, детали ярко проявлялась у ученика Анатолия В. По характеристике классного руководителя, он самый скрупулезный в классе, необыкновенно точный, иногда мелочный, с ограниченным кругом интересов. Его товарищ Иван П. также обнаружил отчетливый тип детализирующего восприятия, но это совсем не гармонировало с общим складом его «широкой» натуры, а скорее находило некоторое объяснение в его усиленных, но не особенно нравящихся ему занятиях рисованием.
Страницы: 1 2