Взаимоотношение между целью деятельности и условием выполнения
Легкость, скорость и качество формирования каждого навыка и умения зависят от имеющихся ко времени начала их формирования способностей. Но уже сформировавшиеся навыки, как и знания, лежащие в их основе, ц особенно умения, став свойствами личности и повлияв на изменение свойств других ее подструктур, превращаются в элементы новых, изменившихся способностей данного человека к новым более сложным видам деятельности. А новый, более сложный вид деятельности потребует для своего осуществления новых, более сложных знаний, навыков и умений, которые будут развиваться на основе уже имеющихся способностей.
В иерархии умений (включая и их элементы – навыки и знания) и способностей достаточно определенно выражен приоритет способностей. Этому есть два основания. Во-первых, формирование любого нового знания, навыка и умения определяется уже имеющимися способностями практически более отчетливо, чём старые знания, навыки и умения влияли на способности к новой деятельности. Во-вторых (и это особенно важно), в прошлом каждого имеется такой период, когда еще нет никаких знаний, навыков и умений, но уже есть какие- то врожденные способности. Конечно, это только задатки тех элементарных способностей, которые в дальнейшем позволят стать данному индивиду знаменитым музыкантом, летчиком или математиком. Но все же это более или менее выраженные способности, которые и будут формироваться в единстве, но не в тождестве со знаниями, навыками и умениями. Можно сказать и иначе: приобретаемые умения; улучшают способности к более сложному виду аналогичной деятельности, но, будучи только частью всей структуры способностей, не могут заменить их всех в целом. Умения не тождественны способностям, потому что, во-первых, часть не тождественна целому и, во-вторых, способности (или неспособность) возникают раньше, чем умения. Ведь способности – эго личность в ее потенции к еще не усвоенным знаниям, навыкам и умениям.
Страницы: 1 2