Взаимоотношение между целью деятельности и условием выполнения


Взаимоотношение между целью деятельности и условием выполненияПоскольку умение включает взаимоотношения между целью данной деятельности, условием и способами ее выполнения, по­стольку в структуру умений входят не только навыки и знания, но и мышление.При своем формировании умение проходит ряд этапов, кото­рые можно уложить в следующую схему. Такое понимание умений как обобщенных знаний и навыков позволяет внести ясность и в вопрос об их связи со способностями. Сами по себе отдельные частные знания и навыки, если они не вклю­чены в структуру личности и, следовательно, не взаимосвязаны с ее другими чертами, не являются способностями. Ведь способностями могут быть только свойства личности. Но умение -это уже свойство личности, которое может быть и элементарной способностью к той деятельности, для которой данное умение тре­буется. Об этом очень четко писал С. Л. Рубинштейн: «Способ­ности человека определяются диапазоном тех новых возможно­стей к освоению новых знаний, их применению к творческому развитию, которые открывает освоение данных знаний (здесь мы только дважды к слову «знания» добавили бы «навыков и умении – К.П.). Развитие любой способности совершается в виде движения по спирали: реализация возможностей, которые пред­ставляет способность данного уровня, открывает новые возмож­ности для развития способностей более высокого уровня»27. В каждый из этих уровней способностей входят и умения более низкого уровня, хотя способности каждого уровня не сводятся к входящим в них умениям – не исчерпываются ими.
Следует обратить внимание на то, что С. Л. Рубинштейн пи­сал традиционно: «знание – умение – навыки», а Б. М. Теплов правильнее – «знания – навыки – умения». Нельзя забывать, что Б. М. Теплов был консультантом Л. И. У майского, который умения включал в структуру организаторских способностей. Это и позволяет считать, что С. Л. Рубинштейн, для которого Данный, вопрос не был предметом упорных раздумий, просто писал в традиционном порядке, а Б. М. Теплов правильно понял его. Способности включают в свою структуру умения, а следова­тельно, и знания и навыки, на основе которых таковые создают­ся, но не сводятся только к ним.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.