Взаимодействие сигнальных систем


У детей первых лет жизни имеет место абсолютное преобладание роли первой сигнальной системы в высшей нервной деятельности; это преобладание выражено тем отчетливее, чем младше ребенок. Как отметил еще И. М. Сеченов (1952), объектом мышления для детей этого возраста может быть лишь то, что они видят, слышат, могут потрогать руками, — связи между предметами и явлениями, их отношения для предметной мысли недоступны.» Роль второй сигнальной системы возрастает постепенно, формирование отвлеченного словесного мышления происходит на протяжении многих лет.
Характер взаимодействия сигнальных систем, т. е. степень функционального превалирования той или другой сигнальной системы на различных этапах развития деятельности мозга ребенка, определяет особенности протекания у него познавательных процессов. Поэтому разработка проблемы взаимодействия сигнальных систем имеет не только огромный теоретический интерес, но и важное практическое значение.
В нашей лаборатории исследования в этом направлении велись с помощью физиологических методик (условнорефлекторной, регистрации вегетативных компонентов изучаемых реакций, изучения межцентральных отношений в коре головного мозга методом ЭЭГ) и некоторых психологических приемов определения способностей детей к категориальному мышлению.

Как основной подход к физиологическому изучению взаимодействия сигнальных систем мы избрали определение силовых отношений между ними — выявление степени отрицательной индукции с одной, более сильной сигнальной системы, на другую, более слабую. Выше упоминалось, что для этого проводилась активация первой или второй сигнальной системы. Сначала вырабатывались условные двигательные реакции нажатия на ключ правой рукой при действии непосредственного раздражителя (зажигания красного света) или левой рукой в ответ на слово «свет». После упрочения условных реакций проводилось контрольное испытание, в котором подавалось десять непосредственных раздражителей и сразу же вслед за ними — серия словесных. В другом контрольном опыте сначала действовали десять словесных и затем — десять непосредственных раздражителей.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.