Выражение ощущений
С такой же энергией необходимо бороться и с однообразной монотонной повторяемостью в одежде у детей. Вид шествующих на прогулке парами маленьких детей, совершенно одинаково одетых, наводит не только тоску на прохожих, но должен вызвать скуку и у самих участников. Ребенок должен как можно раньше приучаться к тому, чтобы видеть в другом ребенке личность, своеобразную индивидуальность.
Вполне естественно, что внешность и одежда раньше всего привлекают внимание ребенка. В этом проявляется уже известный интерес к чужой личности, желание ближе приглядеться. Этот интерес служит завязкой сближения, а затем симпатии и дружбы.
Умение педагога заключается в том, чтобы устранить возможность конфликта, а не в том, чтобы устранить самый источник интереса.
На каждом ребенке должно быть что-то яркое, интересное для себя и для других.
Разнообразие в обстановке, украшениях и одежде не должно превращаться в пестроту, а яркость – в крикливость. Для того чтобы осуществить эти эстетические требования в жизни и создать именно в таком смысле уютную обстановку, педагог должен, несомненно, сам обладать чувством гармонии и меры.
Не только материальная культура, но и живая социальная среда не должна быть в резком противоречии с указанным идеалом.
Вид окружающих ребенка и непосредственно входящих в общение с ним, выражение их лиц, радостное и бодрое отношение их к жизни и труду, спокойная уверенность их движений и жестов, ясность их речи имеют огромное значение для всей эмоциональной сферы ребенка, так легко заражаемого чужими эмоциями, так легко внушаемого и так охотно подражающего.
Из всех качеств, необходимых педагогу, и в особенности педагогу раннего детства, помимо научной подготовки и любви к ребенку, я считаю самыми важными способность радостно принимать жизнь и достаточную веру в свои силы и в свое призвание.
Плохо не то, что эти качества, к сожалению, не всегда в достаточной мере выражены или отсутствуют, а то, что их вовсе не считают необходимыми для педагогической профессии.
Страницы: 1 2