Выражение ощущений
Мы уже говорили, что именно в раннем возрасте выражение ощущений и самые ощущения сливаются, и таким образом ребенок, часто плачущий и ноющий, находится в состоянии хронической пассивности, подавленности, в том состоянии, которое больше, чем какое-либо другое, понижает общую жизненную энергию.Два условия уже с самых ранних лет необходимы для того, чтобы эта энергия ребенка и его нервная система укреплялись и проявлялась спокойная жизнерадостность и чувство уверенности.
Осуществление обоих этих условий находится в гораздо большей зависимости от характера окружающей обстановки и социальной среды, чем от свойств ребенка. Аффективность ребенка, изменчивая в своих формах, чрезвычайно лабильная, быстро возникающая и быстро угасающая, легко изливающаяся на все окружающее, создает почву, благоприятную для зарождения как жизнерадостных, так и подавленных состояний.
При нормальном течении вегетативных процессов, обеспечивающем общее хорошее состояние здоровья, состояние удовольствия и удовлетворенности является преобладающим.
«Радость,- говорит известный знаток физического воспитания Лагранж,- такой раздражитель мозга, без которого жизненное равновесие не могло бы быть совершенным. Ребенок нуждается в веселье, как растение в свете. Как растение чахнет без солнца, так ребенок, лишенный удовольствия, чахнет». Как ни очевидна эта истина, ее необходимо повторять, в особенности когда речь идет о воспитании ребенка в первые годы жизни, когда вмешательство взрослых и неумелая организация ими окружающей ребенка жизни так часто отравляют существование ребенка.
Эмоции удовольствия нетрудно вызвать у ребенка; повсюду легко найти их источники, надо только понимать, что задача заключается не в том, чтобы ребенок громко хохотал или находился в состоянии возбужденного веселья.
Спокойная радость и все более крепнущее чувство уверенности, способности к преодолению препятствий – вот идеал, к которому мы должны стремиться.
С этой точки зрения должна быть хорошо продумана вся обстановка ребенка, вся окружающая его материальная культура – стены его комнаты, их окраска, украшения, мебель, игрушки, одежда и т. д.
Всюду необходимо внести элементы разнообразия и достаточной яркости. Серое однообразие подавляет психику, усыпляет ее, обезличивает.
В учреждении стены различных комнат должны быть окрашены в разнообразные светлые тона. Детские учреждения – не хирургические отделения, и детскую комнату нельзя уподобить операционной; поэтому только педантизм, а не рациональная гигиена станет требовать, чтобы стены и мебель были всюду окрашены в белый цвет.
Метки: выражение, ощущение, радость
Страницы: 1 2