Выбор между различными житейскими ситуациями
Буржуазные философы и социологи сводят свободу человека к свободе выбора между различными житейскими ситуациями. Свобода объявляется извечным свойством человеческой природы, из нее выхолащивается классовое, социальное содержание, сама же человеческая природа объявляется также «неизменной», в которой якобы заложена фатальная предрасположенность к болезням и страданиям. Так именно представляют себе свободу представители «философии существования» – экзистенциалисты.Другие представители буржуазной социологии и гигиены пытаются обосновать своеобразную теорию «несвободы в области материального бытия» человека. Так, некоторые зарубежные медики, используя различного рода неотомистские теории, пытаются найти свободу здоровой жизни в некоем «духовном царстве». Принцип власти бога над человеком, проповедуемый религиозно настроенными врачами и философами, глубоко антигуманен, ибо он подменяет действительную заботу о людях ссылкой на бесконечность духовного бытия. Но этим, как говорится, сыт не будешь. Пытаться найти свободу от болезней в потустороннем мире, изолированном от земных, материальных условий,- значит отрицать подлинную, действительную жизнь человека во всех ее физических и психических проявлениях. В отличие от этих антинаучных взглядов в советском здравоохранении полностью и окончательно одержало победу диалектико-материалистическое учение о человеке как части природы и общества.
История развития здравоохранения показывает, что становление и функционирование социальной гигиены как науки было невозможно без целостного и всестороннего понимания жизни общества. Для того чтобы разобраться в сложном и противоречивом комплексе социальных явлений, положительно или отрицательно влияющих на здоровье людей, выяснить механизм взаимодействия биологического и социального в жизнедеятельности человека, определить предмет и логический аппарат социальной гигиены, необходимо понять общие законы исторического развития. Даже при рассмотрении таких частных гигиенических вопросов здравоохранения, как охрана труда и техника безопасности, состояние жилища, питание, социальное страхование, врачебно-трудовая экспертиза, гигиенист постоянно сталкивается с необходимостью анализа явлений, происходящих в более широкой сфере общественных отношений-в сфере экономики, политики, культуры. Именно в этих и других областях марксизмом впервые были раскрыты и распространены на них принципы исторического материализма, благодаря чему стало возможным научное решение специальных общественных вопросов.
По мере того как развивалось общество и здравоохранение, все настойчивее давали о себе знать задача всестороннего обобщения и систематизации гигиенических знаний на основе общесоциологической теории.
Метки: предрасположенность, ситуация, содержание
Страницы: 1 2