Врожденные безусловные рефлексы


При функционально недостаточной и морфологиче­ски незрелой коре головного мозга у новорожденного имеются врожденные безусловные рефлексы: пищевой, т. е. сосание и глотание, и защитный – мигание при яр­ком свете и ряд других.В конце первого и на втором месяце начинают фор­мироваться условные рефлексы. Это говорит о том, что начинает созревать кора головного мозга и дифферен­цируются органы чувств.
Образование условных рефлексов у детей связано исключительно с окружающей их средой, режимом, ухо­дом за ними. Так как у ребенка клетки коры головного мозга развиты недостаточно, то вновь образованные рефлексы у него непрочны и легко угасают при воздей­ствии сильных раздражителей. Если ребенок попадает в непривычную для него обстановку, то он нередко теряет приобретенные навыки, например очень неопрятно ку­шает. Непривычные раздражения и впечатление вызыва­ют чрезмерное раздражение коры головного мозга и иррадиацию (распространение) этого раздражения, что выражается в беспрерывном беспокойстве ребенка, капризах, плаче, крике или же в заторможенности, вя­лости и сонливости.
Развитие высшей нервной деятельности и движений ребенка зависит от развития центральной нервной систе­мы, здоровья ребенка и, пожалуй, в большей мере от организации воспитания и режима. Новорожденный ре­бенок почти все время спит. Он совершенно беспомощен, не в состоянии делать произвольных движений, не дер­жит голову, не в состоянии менять положение своего те­ла, беспорядочно двигает руками и ногами. К началу 2-го месяца ребенок улыбается, начинает следить глаза­ми за яркими крупными предметами. По мере развития центральной нервной системы и мускулатуры ребенок с
5-6 недель начинает держать голову, а к 2 месяцам держит ее уже хорошо и, лежа на спине, может подни­мать ее, в положении на животе следит глазами за пе­редвигающимися предметами и поворачивает за ними голову. В это время ребенок начинает реагировать на ‘тормошение, улыбку и разговор – оживленно двигается, улыбается. На 3-м месяце развиваются произвольные движения головы, рук и ног: ребенок начинает повора­чивать голову на звук; лежа на животе и опираясь на локти, поднимает голову и верхнюю часть туловища, по­ворачивается со спины на бок, открывает рот при прибли­жении груди или бутылочки; ребенок тянет предметы в рот, громко смеется.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.