Внимание воспитателя
Во многих записях педагогического опыта, которые могли бы представлять собой ценный материал, имеются пробелы, делающие невозможным использование опыта и даже затрудняющие его оценку. Наиболее частым и существенным пробелом является отсутствие характеристики индивидуальных особенностей тех детей, на поведений! которых автор записи основывает свои выводы об удаче или (гораздо реже) неудаче опыта.
Кстати о неудачах: в записях воспитателей, не исключая и лучших, они редко фигурируют. Но ведь в жизни! неудачи далеко не редкое явление. Запись педагогического опыта будет тем поучительнее, тем богаче содержанием, чем вернее она отражает действительную жизни чем точнее и добросовестнее она рисует путь педагога, столь часто изобилующий трудностями. Если судить на основании имеющегося у нас материала по педагогическому опыту, можно думать, что воспитание ребенка со вершается гладко, что воспитательный путь усеян роза-, ми, что ребенок – это глина, а педагог – мастер, который легко лепит Из нее все, что ему угодно. При чтении! таких записей рядовой работник невольно думает: «Или! я такой неумелый и неудачливый и поэтому с таким трудом Добиваюсь самых скромных целей, или Же в опыта Показана не настоящая жизнь, а подчищенная, принаряженная».
Ошибкой, свойственной многим записям, является отсутствие конкретности, ясности, обилие общих фраз, как например: «Я фиксировала внимание детей», «Я объясняла», «Я отвлекла детей», «Я рассказала».
Индивидуальность воспитателя, как и индивидуальность наблюдаемых детей, обычно в записях затушевывается. Просматривая многочисленные записи, мы легко; можем смешать и авторов и детей и узнаем их лишь по] номеру детского сада, а не по их индивидуальности, отразившейся в описании опыта.
Страницы: 1 2