Внимание воспитателя
Проводя наблюдения над детьми, воспитатель не должен обязательно стремиться к тому, чтобы его внимание распределялось равномерно на всех детей и чтобы деятельность всех детей отразилась в записи. Всегда находятся дети, которые в силу своих индивидуальных особеностей или в силу особенностей данного педагогического опыта должны представлять преимущественный инеоес и поведение которых должно быть подробно прослежено и описано. Само собой разумеется, что и вся остальная группа детей должна постоянно оставаться в поле наблюдения воспитателя. Во всяком случае, какой бы метод наблюдения ни был выбран, он не должен причинить ущерба всей педагогической работе.Вопрос о выборе объектов для наблюдений очень сложный и интересный. Он здесь не разрешается, а затрагивается и выясняется лишь для того, чтобы показать, что он требует внимательного к себе отношения, вдумчивого обсуждения.
Перехожу к рассмотрению следующего важного для всякого педагогического опыта момента – к записи опыта.
3. Запись опыта. Фиксирование опыта должно начинаться с первого его этапа, с самого зарождения. Приходится сожалеть, что в большинстве отчетов, дневников, записей лучших воспитателей картина зарождения опыта или совершенно отсутствует или очень тускло освещена. А между тем интересно проследить, из каких реальных потребностей возникла идея данного опыта, как она, вначале смутная, неопределенная, все более прояснялась, как цель опыта, сначала расплывчатая, общая, приобретала все большую конкретность.
По отношению к технике или методу записи я позволю себе некоторые практические, далеко, конечно, не исчерпывающие указания. Я советую завести две тетради: одну – основную, в которой ведутся записи, или дневник, другую – дополнительную, в которую педагог заносит пришедшие ему в голову связанные с опытами мысли, случайные предположения, воспоминания, цитаты. В записях надо каким-либо способом выделять существенное, имеющее непосредственное отношение к данному опыту; не связанное же с опытом, но представляющее в каком-либо отношении интерес доляшо отмечаться отдельно (например, на полях).
Метки: воспитатель, наблюдение, особеность
Страницы: 1 2