Теория способностей


Первые взгляды на способности. Преемственная линия развития учения о способностях как ин­дивидуально-психических явлениях начинается с глубокой древности. По преданию, записанному Платоном, .семь мудрецов Древней Греции, сойдясь в храме Аполлона в Дельфах, написали на нем: «Познай самого себя!» 1 Это стремление, дошедшее до наших дней, неотделимо от желания познать свои способности и сравнить их со способностями других людей. «Всем людям свой­ственно познавать себя и мыслить», однако «плохие свидетели для людей глаза и уши тех, которые имеют грубые психеи»,2- писал в V в. до н. э. Гераклит, один, как назвал его В. И. Ленин, «из основоположников диалектики». Он понял не только индиви­дуальные различия людей, но и изменчивость психической дея­тельности в целом. Его записанные высказывания, так же как и мысли его противника Парменида, представлявшего мир непод­вижным, неизменным, всегда тождественным себе, уже содержа­ли в себе основные линии взглядов на способности. От Парменида пошло и учение о краснее – смешении нескольких первичных элементов, развитое впоследствии древнегреческими философами Эмпедоклом и Гиппократом и превратившееся в дальнейшем в учение о темпераментах как основе способностей.
Если Гераклит только различал чувственное и умственное познание, то Парменид резко противопоставил их друг другу, связав с индивидуальными различиями людей. Эмпедокл пытался понять эти различия (мы теперь сказали бы – умственные спо­собности) через величины и связи отдельных элементов – матери­альных, хотя и одушевленных начал. «Люди же, элементы кото­рых слишком малы и слишком тесно примыкают друг к другу,
обладают порывистостью и берутся за многое, но вследствие бы­строты движения крови делают мало»3,- писал он.
Однако эти философы, говоря по существу о том, что мы те­перь называем «индивидуальными различиями» и «способностями», еще не знали таких понятий. Понятие о способностях в науку ввел Платон (428-348 гг. до н. э.). Углубляя различие чувств и ума не только по особенностям деятельности, но и по природе объектов, которые они познают, Платон правильно полагал, что нет способностей субъекта без их объектов, но объекты он пони­мал идеалистически. Платон считал, что в способности ощущать представлены чувственные качества вещей, а в способности мыс-
i лить – вне ее пребывающие идеи (эйдосы).
В сознании самого Платона, а еще более в сознании его по­следователей идея о способностях принимала ярко выраженное классовое содержание. Иерархию своего государства, состоящего из трех сословий – повителей-философов, воинов и земледельцев и ремесленников, он переносил и на понимание способностей. Чтобы все граждане жили согласно, надобно внушать им, что
1все они – братья, но не все равно способны к одним и тем же обязанностям; потому что люди, по своим способностям, весьма различны: одни рождены для управления, другие – для вспомо­ществования, а иные – для земледелия и ремесленничества. Всех их, с поэтической точки зрения, можно различать, как золо­то, серебро, медь и железо»4,-писал он. Именно от Платона идет идея о врожденном неравенстве людей в отношении как спо­собностей, так и прав.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.