Условные рефлексы


Условные рефлексыМы считаем биологизаторскими попытки выявить причины хулиганства путем изучения у осужденных слюнных условных рефлексов (в чем мы принимали участие в 1925-1926 гг.), но мы считаем методологически пра­вильным изучение по двигательной методике Сорохтина типоло­гических особенностей у 48 телефонисток и сопоставление полу­ченных данных с результатами других тестов и производствен­ными оценками, выполненное нами в 1928 г. (доложено в 1930 г. на съезде по изучению поведения человека в докладе «Опыт при­менения рефлексологического эксперимента в профессиональном подборе телефонисток»).Современные аналогичные исследования И. С. Кандрора, про­веденные среди железнодорожных машинистов, подтверждают правильность такого пути.
Неверно полагать, что биологическое прошлое человечества не имеет никакого отношения к личности и никак в ней не прояв­ляется. Полное отрицание биологической стороны личности не­совместимо с материалистическим пониманием сознания как свойства высокоорганизованной материи мозга человека, разви­вавшегося в процессе эволюции животного мира и продолжаю­щего развиваться в процессе истории человечества. Но именно в силу последнего факта биологическая сторона человеческого сознания и личности в процессе истории не только дополняется,’ но и глубоко изменяется и «очеловечивается».
Понимание личности как социального явления
Наряду с линией биологизации личности давно зародилась линия более правильного, хотя на первых этапах (а иногда и ныне) также одностороннего понимания личности как социаль­ного явления. Ошибки социологизации личности в этом прог­рессивном русле были вызваны только односторонностью и неумением понять личность во всем ее многообразии, связях и опосредованиях. Начало линии было положено морализацией личности, не отделяемой в те времена от характера.
Древнегреческий философ и врач Теофраст в своем тракта­те «Этические характеры» (318-317 гг. до и. э.) писал, что ха­рактеры людей отражают нравственную жизнь общества. Он описал 31 характер: льстеца, болтуна, хвастуна и т. д., понимая характер как отпечаток в личном нравственной жизни общест­ва. Теофраст, собственно, и ввел термин «характер». До этого философы, и в частности Аристотель, пользовались словом «этос», что по-гречески означает «нрав», «образ мыслей». От Теофраста по существу и идет «теория ролей».

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.