Условные рефлексы
Мы считаем биологизаторскими попытки выявить причины хулиганства путем изучения у осужденных слюнных условных рефлексов (в чем мы принимали участие в 1925-1926 гг.), но мы считаем методологически правильным изучение по двигательной методике Сорохтина типологических особенностей у 48 телефонисток и сопоставление полученных данных с результатами других тестов и производственными оценками, выполненное нами в 1928 г. (доложено в 1930 г. на съезде по изучению поведения человека в докладе «Опыт применения рефлексологического эксперимента в профессиональном подборе телефонисток»).Современные аналогичные исследования И. С. Кандрора, проведенные среди железнодорожных машинистов, подтверждают правильность такого пути.
Неверно полагать, что биологическое прошлое человечества не имеет никакого отношения к личности и никак в ней не проявляется. Полное отрицание биологической стороны личности несовместимо с материалистическим пониманием сознания как свойства высокоорганизованной материи мозга человека, развивавшегося в процессе эволюции животного мира и продолжающего развиваться в процессе истории человечества. Но именно в силу последнего факта биологическая сторона человеческого сознания и личности в процессе истории не только дополняется,’ но и глубоко изменяется и «очеловечивается».
Понимание личности как социального явления
Наряду с линией биологизации личности давно зародилась линия более правильного, хотя на первых этапах (а иногда и ныне) также одностороннего понимания личности как социального явления. Ошибки социологизации личности в этом прогрессивном русле были вызваны только односторонностью и неумением понять личность во всем ее многообразии, связях и опосредованиях. Начало линии было положено морализацией личности, не отделяемой в те времена от характера.
Древнегреческий философ и врач Теофраст в своем трактате «Этические характеры» (318-317 гг. до и. э.) писал, что характеры людей отражают нравственную жизнь общества. Он описал 31 характер: льстеца, болтуна, хвастуна и т. д., понимая характер как отпечаток в личном нравственной жизни общества. Теофраст, собственно, и ввел термин «характер». До этого философы, и в частности Аристотель, пользовались словом «этос», что по-гречески означает «нрав», «образ мыслей». От Теофраста по существу и идет «теория ролей».
Метки: осужденные, рефлекс, хулиганство
Страницы: 1 2