Субъективность дневников


Большая субъективность многих дневников снижает их науч­ное значение. Например, в дневнике Н. И. Греча «Записки о моей жизни» содержится явно неправильная, предубежденная, отри­цательная характеристика Рылеева. О самом себе авторы днев­ников часто судят пристрастно, маскируя теневые стороны своей личности. Дневники, как и другие характерологические источ­ники, оцениваются в значительной мере по тому фактическому материалу, который в себе содержат. Только при сопоставлении с этим материалом приобретают должное освещение показания автора о своих переживаниях.
Педагогам, пользующимся особым доверием учащихся, иног­да удается познакомиться с личными дневниками нашей моло­дежи. В нашем распоряжении было десятка два дневников уча­щихся старших классов школы и студентов. Многие из этих дневников отличаются следующими чертами: а) стремлением ав­торов определить свое место в коллективе, свое отношение к кол­лективу, оценить себя с точки зрения требований коллектива; б) тенденцией давать больше фактических данных, что не исклю­чает и довольно пространного отчета о переживаниях; в) боль­шой, а иногда и чрезмерной самокритичностью, г) значитель­ным местом, занимаемым в дневнике тематикой труда.
Наиболее распространенными недостатками юношеских днев­ников, если судить по тем, которые мы анализировали, а также по высказываниям авторов, не имевшихся в нашем распоряжении дневников, являются: неаккуратность ведения дневника (значи­тельные периоды времени остаются без записи), необоснованные категорические характеристики себя и других людей, невнимание к стилю.
Большинство из этих дневников не предназначалось для то­го, чтобы их кто-либо читал, кроме автора, три дневника, наобо­рот, писались не столько для себя, сколько для других людей.
Характерологически показательны цели, которые поставили перед собой авторы рассмотренных нами дневников.
«Дневник мне необходим, чтобы лучше следить за собой, лучше себя контролировать, бороться с недостатками».

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.