Субъективность дневников
Большая субъективность многих дневников снижает их научное значение. Например, в дневнике Н. И. Греча «Записки о моей жизни» содержится явно неправильная, предубежденная, отрицательная характеристика Рылеева. О самом себе авторы дневников часто судят пристрастно, маскируя теневые стороны своей личности. Дневники, как и другие характерологические источники, оцениваются в значительной мере по тому фактическому материалу, который в себе содержат. Только при сопоставлении с этим материалом приобретают должное освещение показания автора о своих переживаниях.
Педагогам, пользующимся особым доверием учащихся, иногда удается познакомиться с личными дневниками нашей молодежи. В нашем распоряжении было десятка два дневников учащихся старших классов школы и студентов. Многие из этих дневников отличаются следующими чертами: а) стремлением авторов определить свое место в коллективе, свое отношение к коллективу, оценить себя с точки зрения требований коллектива; б) тенденцией давать больше фактических данных, что не исключает и довольно пространного отчета о переживаниях; в) большой, а иногда и чрезмерной самокритичностью, г) значительным местом, занимаемым в дневнике тематикой труда.
Наиболее распространенными недостатками юношеских дневников, если судить по тем, которые мы анализировали, а также по высказываниям авторов, не имевшихся в нашем распоряжении дневников, являются: неаккуратность ведения дневника (значительные периоды времени остаются без записи), необоснованные категорические характеристики себя и других людей, невнимание к стилю.
Большинство из этих дневников не предназначалось для того, чтобы их кто-либо читал, кроме автора, три дневника, наоборот, писались не столько для себя, сколько для других людей.
Характерологически показательны цели, которые поставили перед собой авторы рассмотренных нами дневников.
«Дневник мне необходим, чтобы лучше следить за собой, лучше себя контролировать, бороться с недостатками».
Метки: значение, личность, материал
Страницы: 1 2