Стремление людей
Бесспорно, склонность к труду и учению сама по себе является способностью, по-разному проявляющейся и выраженной у различных детей и взрослых. Говоря о ней, нельзя ограничиться только детьми. Но у взрослых эта способность часто зависит от обстоятельств жизни, от привычки. Так совершенно по-разному проявляется подобная активность у стариков-пенсионеров в Советском Союзе и у рантье в капиталистических странах.
Признавая большую роль активного стремления к труду и учению в структуре раннего проявления способностей у детей, необходимо, однако, подчеркнуть, что одним этим элементом такие ранние способности не ограничиваются. Мы думаем, что это было убедительно показано приведенными примерами, число которых можно было бы значительно увеличить, а описание каждого случая- расширить. Из сравнения приведенных случаев видно, что в, динамике способностей необходимо различать три их свойства время начала их проявления яркость проявления; степень дальнейшего развития.
Если две первые особенности в большей степени зависят от врожденных способностей, обычно называемых одаренностью, то третья особенность более зависит от влияния среды и прежде всего педагога, формирующего одаренного ребенка.
Б. М. Теплов определял понятие одаренность, как «то качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности»36. Однако в своем учебнике и в известных нам устных высказываниях он под одаренностью понимал совокупность природных задатков к определенной деятельности. Так же понимают одаренность и Н. Д. Левитов37, П. А. Рудик38, П. И. Иванов39. В. А. Крутецкий, который считает, что, поскольку термин «одаренность» в таком его понимании «является пока еще бессодержательным», нашел целесообразным возвратиться к прежнему определению.40
Страницы: 1 2