Стремление людей


Бесспорно, склонность к труду и учению сама по себе являет­ся способностью, по-разному проявляющейся и выраженной у различных детей и взрослых. Говоря о ней, нельзя ограничиться только детьми. Но у взрослых эта способность часто зависит от обстоятельств жизни, от привычки. Так совершенно по-разному проявляется подобная активность у стариков-пенсионеров в Со­ветском Союзе и у рантье в капиталистических странах.
Признавая большую роль активного стремления к труду и учению в структуре раннего проявления способностей у детей, необходимо, однако, подчеркнуть, что одним этим элементом та­кие ранние способности не ограничиваются. Мы думаем, что это было убедительно показано приведенными примерами, число ко­торых можно было бы значительно увеличить, а описание каждо­го случая- расширить. Из сравнения приведенных случаев вид­но, что в, динамике способностей необходимо различать три их свойства время начала их проявления яркость проявления; сте­пень дальнейшего развития.
Если две первые особенности в большей степени зависят от врожденных способностей, обычно называемых одаренностью, то третья особенность более зависит от влияния среды и прежде всего педагога, формирующего одаренного ребенка.
Б. М. Теплов определял понятие одаренность, как «то каче­ственно своеобразное сочетание способностей, от которого зави­сит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности»36. Однако в своем учебнике и в известных нам устных высказываниях он под ода­ренностью понимал совокупность природных задатков к опреде­ленной деятельности. Так же понимают одаренность и Н. Д. Ле­витов37, П. А. Рудик38, П. И. Иванов39. В. А. Крутецкий, кото­рый считает, что, поскольку термин «одаренность» в таком его понимании «является пока еще бессодержательным», нашел целесообразным возвратиться к прежнему определению.40

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.