Созревание детского мозга


Наряду с чисто физиологическим значением изучения функционального созревания детского мозга оно важно в том отношении, что позволяет уяснить некоторые теоретические вопросы. С этой точки зрения, факты, показывающие органическое единство возникновения нового уровня отражения (т. е. психического явления) с развитием новой формы системности в работе больших полушарий, имеют принципиальное значение. В тесной связи с этим стоит и вопрос о так называемом физиологическом редукционизме, широко обсуждаемом в психологических публикациях (Бассин, 1977; Лурия, 1975; Зинченко, Мамардашвили, 1977, и др.). Под этим термином понимается сведение сложных явлений к элементарным и их отождествление, вследствие чего происходит утрата специфичности более сложными явлениями. По мнению указанных выше авторов, в физиологических исследованиях сложные психические явления сводятся к элементарным физиологическим процессам (возбуждению и торможению) или механизмам (условному рефлексу) — психическое таким образом рассматривается упрощенно, игнорируется присущая ему специфика.
Выше уже неоднократно подчеркивалось, что И. М. Сеченов, И. П. Павлов и их последователи рассматривают деятельность мозга как единую, но не отождествляют психическое с физиологическим. Физиологический подход заключается не в том, что сложное сводится к простому, а в том, что изучаются о б щие черты в простом и сложном для того, чтобы подойти к пониманию сложного.
Блестящий пример плодотворности такого подхода — анализ элементарных непроизвольных движений и сложных волевых форм деятельности человека, который в свое время дал И. М. Сеченов. Выявив общие черты в их возникновении, характере протекания, И. М. Сеченов смог сделать вывод о том, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы».
В настоящем исследовании благодаря использованию этого же принципа удалось сделать еще один шаг в изучении разных по сложности уровней отражательной деятельности мозга: показать не только их рефлекторное происхождение, но и уточнить функциональную организацию рефлекторных механизмов, лежащих в их основе.

Метки: , , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.