Сознательная целенаправленность
Сравнительно простыми действиями человеком выполняются гораздо более сложные процессы и действия. Это те, которые требуют творческой работы ума, изобретательности, сознательной целенаправленности. Они связаны с работой самых совершенных и сложных отделов мозга, главным образом лобных долей его.Приведу несколько примеров.
Уже при рождении мы наблюдаем у ребенка простейшие движения, как например акт сосания, затем развивается ряд сложных движений – поднимание головы, хватание, бросание, сядение, стояние, ходьба, бег, ряд защитных движений и т. д. Все это – унаследованные, не требующие выучки акты.
Возьмем другие процессы: овладевание ложкой, вилкой чтение, письмо, шитье, катание на лыжах, игра в футбол,- все это требует вначале сознательного сосредоточения, усилия воли, напряжения ума, а потом после долгих упражнений становится привычным, почти машинальным.
И наконец, третий ряд: решение трудной математической задачи, изобретение нового приема работы, открытие новой научной истины, нахождение выхода из сложного, необычного жизненного положения,- во всех этих случаях требуется высшая деятельность человеческого разума, творческая работа высших нервных механизмов.
Таким образом, во всех действиях и процессах человеческого организма руководящую роль играют нервные механизмы. В одних случаях и на одних ступенях развития преобладающее влияние принадлежит низшим нервным механизмам, в других – высшим.
Одна из отличительных черт человеческого организма, поднимающая его над всем животным царством, заключается в том, что в ходе его развития уже очень рано, чуть ли не с первых месяцев, начинает проявляться участие высшей нервной деятельности, с которой связана сознательная душевная жизнь. Под влиянием воспитания вместе с возрастом это участие растет и ширится, роль высших нервных механизмов во всех жизненных процессах становится все более значительной. В результате созревания, воспитания, обучения, многообразного жизненного опыта они все прочнее завоевывают командные позиции, оттесняя низшие механизмы, не уничтожая, однако, их деятельности, а подчиняя их своему руководству, превращая их в полезные подсобные орудия.
Метки: образ, отдел, целенаправленность
Страницы: 1 2