Сознательная целенаправленность


Сравнительно простыми действиями че­ловеком выполняются гораздо более сложные процессы и действия. Это те, которые требуют творческой работы ума, изобретательности, сознательной целенаправленно­сти. Они связаны с работой самых совершенных и слож­ных отделов мозга, главным образом лобных долей его.Приведу несколько примеров.
Уже при рождении мы наблюдаем у ребенка простей­шие движения, как например акт сосания, затем разви­вается ряд сложных движений – поднимание головы, хва­тание, бросание, сядение, стояние, ходьба, бег, ряд за­щитных движений и т. д. Все это – унаследованные, не требующие выучки акты.
Возьмем другие процессы: овладевание ложкой, вил­кой чтение, письмо, шитье, катание на лыжах, игра в футбол,- все это требует вначале сознательного сосредо­точения, усилия воли, напряжения ума, а потом после долгих упражнений становится привычным, почти ма­шинальным.
И наконец, третий ряд: решение трудной математиче­ской задачи, изобретение нового приема работы, откры­тие новой научной истины, нахождение выхода из слож­ного, необычного жизненного положения,- во всех этих случаях требуется высшая деятельность человеческого разума, творческая работа высших нервных механизмов.
Таким образом, во всех действиях и процессах чело­веческого организма руководящую роль играют нервные механизмы. В одних случаях и на одних ступенях разви­тия преобладающее влияние принадлежит низшим нерв­ным механизмам, в других – высшим.
Одна из отличительных черт человеческого организма, поднимающая его над всем животным царством, заклю­чается в том, что в ходе его развития уже очень рано, чуть ли не с первых месяцев, начинает проявляться участие высшей нервной деятельности, с которой связана созна­тельная душевная жизнь. Под влиянием воспитания вме­сте с возрастом это участие растет и ширится, роль выс­ших нервных механизмов во всех жизненных процессах становится все более значительной. В результате созрева­ния, воспитания, обучения, многообразного жизненного опыта они все прочнее завоевывают командные позиции, оттесняя низшие механизмы, не уничтожая, однако, их деятельности, а подчиняя их своему руководству, превра­щая их в полезные подсобные орудия.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.