Системность в актах познания
Итак, наряду с биологическими врожденными механизмами автоматизма в спинальных, стволовых, подкорковых и других отделах центральной нервной системы существуют высшие корковые механизмы так называемого привычного автоматизма. Они возникают и развиваются в течение жизни человека под влиянием его личных потребностей, интересов, его волевой активности.
Весь богатейший опыт культуры, накопленный человечеством, осваивается длительным обучением, тренингом и воспитанием. Благодаря механизмам привычного автоматизма вырабатываются постоянно действующие, стойкие навыки к сложным процессам физического и духовного труда. Эти механизмы, по-видимому, служат психофизиологической основой интеграции психических процессов и произвольных мышечных движений. Они чрезвычайно облегчают нервную и мышечную работу и тем самым снижают утомляемость. В процессе активного практического познания новых незнакомых предметов, явлений, неясных сложных ситуаций приводится в действие аналитико-синтетический аппарат мышления.
После завершения процесса познания определенных объектов и многократных повторений происходит неясная еще внутренняя редукция и системная организация присвоенного содержания внешних и внутренних информации, и уже постепенно вступают в действие механизмы привычной автоматизации, которые в дальнейшем акте узнавания и понимания этих явлений включают в себя анализ-синтез как уже совершившийся.
Страницы: 1 2