Семиотика расстройства роста
Клиническими проявлениями этого процесса являются усиленное слюноотделение, потоотделение, избыточное образование слизи в бронхах, тошнота, рвота, понос, судороги.Увеличение холинэстеразной активности крови наблюдается у больных нефротической формой острого диффузного гломеру-лонефрита.
Биологическое определение роста как процесса увеличения размеров и живой массы развивающегося организма объединяет в себе увеличение линейных размеров организма и его массы, В нормальных условиях, а иногда и в патологических, эти процессы тесно взаимосвязаны, обусловливая «правильное», гармоничное телосложение ребенка. Однако линейный рост и накопление массы происходят неравномерно, так как периоды ускоренного роста чередуются с периодами ускоренного увеличения массы. Поэтому каждому возрастному периоду жизни ребенка соответствует свое представление о «правильном» телосложении и об антропометрических пропорциях. Вместе с тем под ростом в биологическом смысле подразумеваются н процессы днфференцировки, метаморфоза и организации. Несмотря на тесную, таким образом, связь процессов роста, накопления массы и созревания, мы в этой главе ограничимся лишь рассмотрением семиотики изменений роста организма в длину и созревания костной системы, обусловлепног.0 ростом костей и их созреванием.
В качестве предпосылок к дальнейшему изложению следует напомнить, что рост организма обусловливается как эндогенными, так и экзогенными факторами. К эндогенным относятся генетические факторы, воздействующие через эндокринные железы (вилочковая железа, щитовидная железа, гипофиз, половые железы), к экзогенным – пищевые продукты и метеорологические факторы. Среди пищевых продуктов решающее значение имеют полноценные белки, соли, микроэлементы и витамины. Среди метеорологических факторов установлено выраженное влияние на рост ультрафиолетового излучения.
Прежде чем врач обратится к разделу семиотики нарушений роста, ему предстоит ответить на несложный вопрос – имеется ли У ребенка отклонение в росте? Ответ на этот вопрос может быть получен при помощи антропометрии. В повседневной практике широко применяются усредненные формулы роста ребенка по А. ф. Туру и Р. Б. Коган. А. Ф. Тур считал, что на 1-м году жизни рост ребенка в среднем увеличивается следующим образом: на 3 см за каждый месяц – в I квартале; на 2,5 см – во II; на 1,5 см – в III; на 1 см – в IV квартале.
Метки: расстройство, рост, семиотика
Страницы: 1 2