Самоутверждение человека
Если ранее ребенок «безвозмездно» уважал признанные авторитеты (родители, педагог, сверстник-отличник), не требуя взаимности, то подросток выше оценивает тех, кто с уважением относится к нему. Он считает себя достойным того положения, которое занимает любой его сверстник в семейной среде и школьном коллективе. В этой связи часто обнаруживаемое у подростка кажущееся безразличие к осознанным недостаткам, сокрытие их, бравада ими не’ являются признаками «испорченности», а представляют собой «неудачные» (с позиции взрослого) методы, используемые им для самоутверждения во мнении близких или сверстников. При этом стойкость таких проявлений прямо пропорциональна качеству отношения к ним последних. Мнение коллектива (класса) для подростка становится силой, которую он всегда учитывает, и, если это мнение разумное, получает правильное выражение и оказывается непререкаемым, оно превращается в лучший и самый мощный фактор коррекции его недостатков. Именно в подростковом периоде, как видно из сказанного, происходит формирование разумного эгоизма в его взаимопроникновении с альтруизмом. Определение эгоизма как дефектного качества личности, вытекающего якобы из противопоставления личных интересов общественным, нам представляется ошибочным. В ходе формирования личности индивидуума развитие эгоизма закономерно и необходимо. Н. А. Добролюбов справедливо подчеркивал, что эгоизм – неотъемлемое качество любого человека, что человек, не обладающий самолюбием, теряет свой облик, становится «ничтожеством». Естественно, однако, что в своих крайностях любое качество превращается в свою противоположность. Новое качество подростка состоит в том, что его представления о себе он переживает как явление личное, индивидуально значимое. Это качество становится основой для формирования представлений о собственной личности. В отличие от периода первого криза это уже не просто выделение себя из окружающего, но осознание качеств собственной личности в результате сопоставления себя со сверстниками, взрослыми, дифференциации как собственного значения, так и собственной принадлежности к коллективу, понимание своей зависимости от коллектива, от общества. При гармоническом развитии подростка это всегда так.
Метки: воспитание, качество, самоутверждениеСтраницы: 1 2