Самоутверждение человека


Если ра­нее ребенок «безвозмездно» уважал признанные авторитеты (родите­ли, педагог, сверстник-отличник), не требуя взаимности, то подросток выше оценивает тех, кто с уважением относится к нему. Он считает себя достойным того положения, которое занимает любой его сверст­ник в семейной среде и школьном коллективе. В этой связи часто обна­руживаемое у подростка кажущееся безразличие к осознанным недо­статкам, сокрытие их, бравада ими не’ являются признаками «испор­ченности», а представляют собой «неудачные» (с позиции взрослого) методы, используемые им для самоутверждения во мнении близких или сверстников. При этом стойкость таких проявлений прямо пропорцио­нальна качеству отношения к ним последних. Мнение коллектива (класса) для подростка становится силой, которую он всегда учиты­вает, и, если это мнение разумное, получает правильное выражение и оказывается непререкаемым, оно превращается в лучший и самый мощный фактор коррекции его недостатков. Именно в подростковом периоде, как видно из сказанного, проис­ходит формирование разумного эгоизма в его взаимопроникновении с альтруизмом. Определение эгоизма как дефектного качества лично­сти, вытекающего якобы из противопоставления личных интересов об­щественным, нам представляется ошибочным. В ходе формирования личности индивидуума развитие эгоизма закономерно и необходимо. Н. А. Добролюбов справедливо подчеркивал, что эгоизм – неотъемле­мое качество любого человека, что человек, не обладающий самолю­бием, теряет свой облик, становится «ничтожеством». Естественно, од­нако, что в своих крайностях любое качество превращается в свою противоположность. Новое качество подростка состоит в том, что его представления о себе он переживает как явление личное, ин­дивидуально значимое. Это качество становится основой для формирования представлений о собственной личности. В отличие от периода первого криза это уже не просто выделение себя из окружаю­щего, но осознание качеств собственной личности в результате сопо­ставления себя со сверстниками, взрослыми, дифференциации как соб­ственного значения, так и собственной принадлежности к коллективу, понимание своей зависимости от коллектива, от общества. При гармо­ническом развитии подростка это всегда так.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.