Самоутверждение человека


Самоутверждение встречает объективные жиз­ненные сложности, исчерпывающая оценка которых еще недоступна ему. Будучи до того объектом воспитания, в отрочестве подросток начинает более полно оценивать свои индивидуальные качества, свое истинное положение в семье, в коллективе сверстников. Такая перво­начальная оценка своего общественного «Я» сопровождается форми­рованием собственных представлений о «лучших» и «худших» качествах сверстников. Из этого проистекают первые осознанные по­пытки активно корригировать свое поведение, осуществлять самовос­питание. Иными словами, из преимущественно объекта воспи­тания подросток становится субъектом воспитания, объектом самовоспитания.Описанные качества психики подростка дают возможность предста­вить, сколь трудным и сложным оказывается переход к такому само­воспитанию, как необходима и важна для него в этот период разум­ная, своевременная и искренняя поддержка со стороны взрослых. Подросток прежде всего избегает обращаться за такой помощью к тем взрослым, которые по традиции продолжают считать его ребенком и прибегают к чрезмерной опеке. Он уважает в первую очередь тех взрослых, которые не ставят его в положение «худшего», но и грубо не подчеркивают его обыденные качества как «исключительные». Под­росток легко воспринимает и перенимает спокойные советы и рекомен­дации, исходящие от взрослого, который в беседе не подчеркивает свое превосходство и ведет себя как равный, заведомо более опытный в жизни и мудрый. Если подросток оценивает некоторые свои особен­ности поведения как проявление храбрости, мужества, то переубежде­ние в ошибочности его установок становится бесперспективным. Под­держка его самоутверждения во всех истинно разумных проявлениях бывает в этих случаях более эффективной. Закрепление таких прояв­лений оказывается вместе с тем и механизмом коррекции упрямой уверенности в ошибочных действиях и поступках.
Когда негативизм, упрямство, своеволие, бравирование недостатка­ми не получают поддержки окружающих, они теряют свою значимость как приемы самоутверждения, сменяются разумной оценкой ситуации подростком, они исчезают из его поведения без «активных» действий взрослых. Следует помнить при этом тот известный факт, что подро­сток ни в коем случае внутренне не примет мнение окружающих, что он хуже других, даже если отрицательная оценка взрослых действи­тельно направлена на исправление его «отрицательных» качеств. Во всех случаях подросток принимает в ходе самооценки те момен­ты действительности, которые свидетельствуют в его пользу.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.