Роль труда и социальной природы личности


Разумеется, и Чернышевский, и другие революционные демо­краты недооценивали роли труда и социальной природы лично­сти. Однако историзм в трактовке личности, демократизм и гу­манизм их философских воззрений уберегли всех их от реакцион­ности, столь свойственной философам, биологизирующим лич­ность.Конечно, социально обусловленная подструктура личности значительно более существенна, чем обусловленная биологичес­ки. В этом-то и заключается сущность марксистского взгляда на личность. Вот почему отечественных философов – революцион­ных демократов в их взглядах на личность и вытекающих отсюда взглядов на способности надо рассматривать как предшествен­ников марксизма.
В «Немецкой идеологии» Маркс и Энгельс писали, что «пер­вая предпосылка всякой человеческой истории -это, конечно, существование живых человеческих индивидов. Поэтому первый конкретный факт, который подлежит констатированию,- телес­ная организация этих индивидов и обусловленное ею отношение их к остальной природе… Всякая историография должна исхо­дить из этих природных основ и тех их видоизменений, которым они благодаря деятельности людей подвергаются в ходе исто­рии» 49. Выдвинув тезис «бытие определяет сознание», Маркс считал, что «сущность человека не есть абстракт, при­сущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений»50.
К сожалению, это высказывание Маркса («Тезисы о Фейер­бахе»), односторонне понятое, привело к ошибочному силлогиз­му: сущность человека есть совокупность общественных отноше­ний – сущность человека есть личность – значит, личность есть совокупность общественных отношений. Так, например, на одном из общих собраний Академии педагогических наук РСФСР (1965 г.) Н. К. Гончаров в своем докладе сказал: «Личность че­ловека Маркс определил как совокупность общественных отно­шений»51- Следствием такого ошибочного понимания мысли Маркса являлось не только неправомерное отождествление этих двух понятий, но и игнорирование всех других свойств и сторон личности, кроме полностью социально обусловленных. Подобную же ошибку совсем недавно повторила Б. В. Зейгарник: «В тру­дах К. Маркса мы находим определение личности», и далее про­цитировала приведенное высказывание Маркса52. Такое по­нимание личности, подменяя ее целиком наиболее существен­ной подструктурой, обедняет и обезоруживает учение о способ­ностях.
Надо ли доказывать, что подобная односторонняя трактовка высказывания Маркса совершенно неправомерна, хотя она и ро­дилась в прогрессивной борьбе с биологизаторским пониманием личности, которое нашло свое наиболее полное выражение в со­ветской психологии в педолого-психотехнических взглядах 20- 30-х годов. Все изложенные взгляды на личность, а следовательно и на способности, в той или иной мере отразились на понимании ее не только теоретиками, но и практиками. Как показали два симпози­ума по проблемам личности (1970 г. Москва и Пермь), еще не полностью изжиты как биологизаторские, так и вульгарно-социологизаторские тенденции в ее понимании. Последние тенденции в свою очередь проявляются, с одной стороны, в расширении понятия личности до отождествления ее с человеком, а с дру­гой- в сужении его только до совокупности отношений.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.