Роль мышечных движений в развитии организма


25Невозможно назвать такой вид работы, который совершался бы без участия мышц. Любое мышечное движение, каждое гимнастическое упражнение влияет на рост и развитие всех систем и внутренних органов организма. Поэтому очень важно, чтобы в дошкольных учреждениях и в младших классах дети учились правильно ходить, бегать, прыгать и приобретали другие двигательные навыки, а в последующие годы совершенствовали бы их.
У детей с 4 до 7 лет увеличивается длина шага. Однако определенной зависимости между его длиной и темпом движения еще не наблюдается. С 8 до 15 лет длина шага продолжает увеличиваться и устанавливается прямая зависимость между темпом и длиной шага, свойственная взрослым людям. Все это связано с возрастным увеличением движения бедра и голени, с расширением угла сгибания голени в суставах.
Постановка стоп при ходьбе. Наблюдая за положением носков стоп при обычной (повседневной) ходьбе, П. Ф. Лесгафт подметил, что почти все взрослые разводят (ставят) их по отношению к срединной (сагиттальной) плоскости тела под углом до 35°. Это – самая выгодная опора. У большинства детей при ходьбе стопы располагаются параллельно, а у маленьких они слегка повернуты внутрь. Затем все эти отклонения исчезают, так как дети привыкают контролировать свою походку.
Если угол разведения стоп у взрослых более 35°, а у детей младших возрастов шире собственной ладони, то создается перегрузка внутреннего свода стоп под тяжестью тела. Это одна из причин оседания свода, т. е. образования плоскостопия.
Следовательно, большая нагрузка на неокрепшие мышцы голеней и мышцы стон, поддерживающие своды, увеличение скорости и продолжительности ходьбы способствуют развитию утомления. При отсутствии нормального отдыха мышц оно переходит в переутомление, что также приводит к плоскостопию.
Движение рук. Развитие в высших отделах центральной нервной системы координационных центров обеспечивает сочетание движений рук и ног (левая нога – правая рука и т. д.), что не только облегчает ходьбу, но делает ее ритмичной и красивой. У детей дошкольного возраста (5-6-летние) правильное сочетание движений рук и ног при ходьбе отмечается лишь в 54% случаев, а в младшем школьном – в 79-80%.
Иногда юноши и взрослые не умеют сочетать движения своих рук и ног при ходьбе. Их долго обучают преподаватели физкультуры и начальной военной подготовки, чтобы выработать навык четкой и ритмичной ходьбы.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.