Ритмическая смена сна и бодрствования


Важно, однако, не «столько разнообразие эмоций, сколько разнообразие пово­дов для эмоциональных переживаний и их проявлений. Не только процессы чисто вегетативные, как питание, засыпание, сытость, голод и т. п., но и самые разнообраз­ные формы активности пропитаны в той или иной мере эмоциональностью. Когда ребенок прыгает, бегает, рвет, бросает, ощупывает, оглядывает, прислушивается, всегда в качестве неизменных спутников имеются, правда еще бедные, но все же в достаточной мере выразительные дви­жения мускулатуры (мимика, жесты и т. д.), характерные для различных эмоций. Даже в красках, в ритме движений и звуков ребенок находит источник для радостного воз­буждения. Улыбка, озаряющая детское личико и вносящая радость во весь окружающий его мир, улыбка, свойствен­ная только человеку и неведомая животному царству, по­является еще в начале первого года жизни, к концу года она часто сменяется смехом, сопровождающимся разно­образными гласными звуками, протягиванием рук и всего тела навстречу желанному.
Ко второй половине первого года относятся первые начатки игры. Всем перечисленным не исчерпывается, однако, вся слояшость жизненных проявлений ребенка к концу первого года. Нет сомнения, что через порог второго года он переступает уже как социальное существо не только в смысле обладания унаследованными социальны­ми влечениями, но и в смысле воплощаемых уже в пове­дении определенных социальных тенденций. Поучительно в этом отношении не только выражение радости при виде знакомых лиц, но и, может быть, еще в большей степени то, что его тяготит одиночество. Обладая эмоциональным багажом и зачатками социальности, ребенок в состоянии уже вступать в общение с окружающей средой. К концу года приходит к нему на помощь новое могущественное орудие: он начинает овладевать речью. Во второй год своей жизни ребенок вступает, усвоив первые однослож­ные и ряд двусложных слов. Еще в большем количестве имеется у него запас слов, которых он хотя не умеет про­износить, но которые он связывает с определенными пред­метами или действиями. Эта начерченная, довольно слож­ная жизнь требует более просторной арены, чем кровать или стул, и большего, чем прежде, времени для активного проявления.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.