Развитие в коллективе волевых способностей


Развитие в коллективе волевых способностейПримером может служить развитие в коллективе волевых способностей: целеустремленности и настойчивости. Чем коллектив «крепче», тем отчетливее выражены не только его общие, но и более частные цели, поскольку вторые должны быть подчинены первым. Примечательно, что:- и те и другие не могут никем игнорироваться, так как дру­гие члены коллектива немедленно об этом напомнят;
- каждый член коллектива видит на примере других, как общие цели по-разному конкретизируются и какие получаются результаты; следовательно, каждый учится и на достижениях и на ошибках всех других;
- целеустремленность одних членов коллектива, приводящая к достижениям, вызывает у других потребность и желание под­ражать и соревноваться;
- развивающаяся целеустремленность (так же, как ‘Настой­чивость), приводя к личным достижениям и вызывая положи­тельные эмоции, закрепляется как потребность, как привычка.
Формирование способностей к творческому мышлению, а так­же волевых способностей, как правило, проходит неосознанно, но, осуществляясь одновременно, не только взаимоукрепляет одним другое, но и способствует формированию ряда иных, более общих способностей в целом, лишь бы эти более общие способ­ности были нужны коллективу. Проблему коллективной воли начал с успехом изучать Л. И. Акатов61, подтвердивший, в частности, своими экспери­ментами слова Энгельса о том, что хотя воли отдельных людей в группе «достигают не того, чего они хотят, но сливаются в нечто среднее, в одну общую равнодействующую,- из этого все же не следует заключать, что эти воли равны нулю. Наоборот, каждая воля участвует в равнодействующей и постольку вклю­чена в нее»62.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.