Ранние условные рефлексы ребенка


1. Соматическое состояние ребенка. Болезнь пли недомогание ослабляет функциональную активность коры, и дополнительные требования, предъявляемые к высшей нервной деятельности, яв­ляются чрезмерной нагрузкой для организма. У больного ребен­ка очень быстро формируется отрицательное отношение к лечеб­ным воздействиям, к людям в белых халатах, поскольку это закрепляется через оборонительную реакцию.
2. Состояние возбудимости подкорковых центров. Нецелесо­образно вырабатывать навык самостоятельной еды у сытого ре­бенка, так как не будет соответствующего безусловного подкреп­ления в виде возбужденного пищевого центра; заниматься с утомленным ребенком и т. д.
3. Уровень функциональной активности корковых клеток. В физиологии существует термин «состояние оптимальной возбу­димости коры», который отражает достаточный уровень функ­циональной активности для выработки и проявления наиболее адекватных реакций на окружающее. Обычно такое состояние наблюдается у здорового, выспавшегося и сытого ребенка.
4. Состояние анализаторов, используемых при познаватель­ной деятельности ребенка или формировании у него определен­ных навыков. Их число должно быть максимальным, т. е. ребе­нок должен услышать что-то, увидеть, иметь возможность потрогать руками. Множество импульсов, поступающих с несколь­ких анализаторов, способствуют развитию процессов краткосроч­ной и долговременной памяти.
5. Участие двигательного анализатора. Данное условие яв­ляется обязательным для активной познавательной деятельности. Возможность манипулировать предметом, переносить или пере­двигать его является существенным условием для закрепления ре­акции.
6. Определенная сила раздражителя. Громкие звуки, окрик и др., вызывая разлитое возбуждение, препятствует прохожде­нию импульсов по специфическим структурам и не вызывают следовых реакций, необходимых для закрепления реакции. Очень слабый раздражитель вообще не вызывает достаточного уровня возбуждения.
7. Подкрепление. У детей не следует использовать оборони­тельное подкрепление. Если реакция или поведенческий навык осуществляется ребенком только из опасения быть наказанным, то этот навык будет проявляться, лишь в специфической ситуа­ции. В первые месяцы жизни ребенка можно использовать для подкрепления пищевой рефлекс. Но очень скоро, как только ре­бенок начнет проявлять интерес к игрушке, следует перейти на ориентировочное подкрепление как наиболее адекватное для че­ловека.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.