Психология личности


051Проблема личности относится к компетенции многих наук: психологии, педагогики, социологии, этики и эстетики. Маркс писал: «…Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» (1, т. 3, стр. 3). Именно как личность, а не как организм человек является общественным существом, обладающим речью и способностью к трудовой деятельности, формирующимся и активно, творчески проявляющим себя в общественных отношениях. Вне этих отношений личность человека не может быть должным образом понята, она, по словам Маркса, не более как абстракт.
Формула Маркса – исходная позиция, предоставляющая широкий простор для исследования. В философских науках изучается роль личности в историческом процессе, условия формирования личности в различных общественных формациях, личность в условиях разных культур и в так называемых малых группах (семье, производственном коллективе и т. п.), соотношение личного и общественного, свобода личности и общественные условия творческой деятельности, цели и основное направление воспитания личности и др.
В философских науках психология личности находит свое методологическое обоснование, но она имеет свои задачи, свое содержание и методику. Психологические исследования личности не должны подменять собой изучение личности в философии, общественных науках, они своим конкретным материалом в какой-то мере обогащают эти науки.
В литературе слово «человек» нередко употребляется как синоним слова «личность»: «Человек – это звучит гордо». Данные слова Горького относятся к личности. В таком же направлении следует понимать слова: «человечность», «человеколюбие», «гуманизм». В них человек рассматривается как личность, как общественное существо, однако не надо считать термины «человек» и «личность» синонимами. Маркс совокупностью общественных отношений назвал не человека, а его сущность.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.