Психологический отбор
Существенными критериями, говорящими о необходимости психологического отбора, служат фактическое наличие отчисленных по неспособности в процессе профессионального обучения, стоимость этого обучения и невозможность использования результатов обучения при позднем отчислении но неспособности. Именно эти критерии заставили ввести психологический отбор летчиков.Следовательно, на поставленный в начале раздела вопрос можно дать ответ, что организованный психологический профессиональный отбор не для всех профессий одинаково необходим. Критерии необходимости его различны, и учет их должен быть, да практически и бывает, совокупным. Обобщая изложенное’, можно дать следующую сводку критериев, которые говорят об актуальности отбора по способностям: наличие на практике учеников, отчисляемых по профессиональному несоответствию или выпускаемых неполноценными работниками; ответственность и опасность как для самого работающего, так и для окружающих возможных результатов ошибочных действий; большая стоимость профессионального обучения и его сложность; необходимость сжатых сроков обучения; массовость наборов.
Актуальность введения специального психологического отбора снижают следующие факторы: относительная легкость развития профессиональных способностей в процессе обучения возможность выявления способностей при постепенной подготовке к Данному виду труда путем перехода от менее сложных специальностей к более сложным; возможность широкого использования полученных знаний, навыков и умений в какой-либо смежной профессии в случае позднего выявления несоответствия данной профессии.
Хорошим примером выявления актуальности психологического отбора и его внедрения в практику может служить работа, проведенная Д. Ф. Николенко, И. Н. Назимовым и Б. А. Федоришиным в 1963-1965 гг. по изучению горноспасательных служб Горловки и Макеевки. На основе анализа последствий аварий в шахтах, причин затруднений и ошибок его участников была разработана профессиолрамма горноспасателя, доказавшая необходимость психологического отбора. Затем был составлен комплекс бланковых и аппаратурных методик, которые апробировались в горноспасательных отрядах.
Метки: обучение, отбор, процесс
Страницы: 1 2