Психологический отбор
Профессиография, предпринятая с целью психологического отбора, в известной мере отличается также от профессиографии, проводимой с целью профориентации, поскольку не требует необходимых для последней сравнений и классификаций, обобщаемых понятием «сравнительная профессиография». Но и в том и в другом случае профессиография должна опираться на структурный анализ данной трудовой деятельности.Профессиография должна преследовать цель сопоставления структуры данной профессии с индивидуальными структурами личности. Структура – это единство элементов, их связей и целого, а структурный анализ требует вычленения подструктур, число которых должно быть необходимым и достаточным, чтобы включить все элементы данной структуры. Поэтому начинать структурный анализ профессии надо с выделения ее элементов и основных подструктур.
Профессиональная деятельность, как и вообще всякая деятельность, своим элементом имеет действие27. Действие вычленяется из деятельности по признаку наличия конкретной, не разлагаемой на более простые осознанной цели. Одни действия формируются сразу без упражнения, только на основе понимания задачи как цели, поставленной в конкретных условиях, другие же являются результатом творчества. Но существуют действия, которые формируются в процессе самого упражнения, меняя свою структуру это и есть навыки. Навык, формируясь в процессе упражнения, автоматизируется, хотя и не выходит полностью из-под контроля сознания, поскольку в процессе его выполнения достигается осознанная цель. Высокоавтоматизированный навык может стать просто способом выполнения нового действия, т. е. психическим актом.
Последнее понятие чрезвычайно важно для структурного анализа профессии, причем оно не всегда правильно понимается. Под психическим актом мы понимаем элемент психической деятельности человека, вычленяемый из нее по признаку относительной однородности ее психологической структуры: акт зрительного восприятия, акт переключения внимания, акт суждения, волевой акт, двигательный акт и т. д. Психический акт иногда представляет собой действие, например акт мышления как мыслительное действие, но он может, не имея своей самостоятельной осознанной цели, быть только элементом структуры действия. В сенсо-моторные действия, например, входят последовательно акт ощущения (восприятия), акт мышления и двигательный акт. Сенсо-моторная реакция в свою очередь может быть действием или же только актом – реакцией на пусковой сигнал, входящей, например, в сенсо-моторное действие остановки станка по сигналу.
Метки: отбор, сравнение, элемент
Страницы: 1 2