Психологический отбор


Профессиография, предпринятая с целью психологического отбора, в известной мере отличается также от профессиографии, проводимой с целью профориентации, поскольку не требует не­обходимых для последней сравнений и классификаций, обобщае­мых понятием «сравнительная профессиография». Но и в том и в другом случае профессиография должна опираться на струк­турный анализ данной трудовой деятельности.Профессиография должна преследовать цель сопоставления структуры данной профессии с индивидуальными структурами личности. Структура – это единство элементов, их связей и це­лого, а структурный анализ требует вычленения подструктур, число которых должно быть необходимым и достаточным, что­бы включить все элементы данной структуры. Поэтому начинать структурный анализ профессии надо с выделения ее элементов и основных подструктур.
Профессиональная деятельность, как и вообще всякая дея­тельность, своим элементом имеет действие27. Действие вычле­няется из деятельности по признаку наличия конкретной, не раз­лагаемой на более простые осознанной цели. Одни действия фор­мируются сразу без упражнения, только на основе понимания задачи как цели, поставленной в конкретных условиях, другие же являются результатом творчества. Но существуют действия, которые формируются в процессе самого упражнения, меняя свою структуру это и есть навыки. Навык, формируясь в процессе уп­ражнения, автоматизируется, хотя и не выходит полностью из-под контроля сознания, поскольку в процессе его выполнения до­стигается осознанная цель. Высокоавтоматизированный навык может стать просто способом выполнения нового действия, т. е. психическим актом.
Последнее понятие чрезвычайно важно для структурного ана­лиза профессии, причем оно не всегда правильно понимается. Под психическим актом мы понимаем элемент психической дея­тельности человека, вычленяемый из нее по признаку относитель­ной однородности ее психологической структуры: акт зритель­ного восприятия, акт переключения внимания, акт суждения, во­левой акт, двигательный акт и т. д. Психический акт иногда представляет собой действие, например акт мышления как мыс­лительное действие, но он может, не имея своей самостоятельной осознанной цели, быть только элементом структуры действия. В сенсо-моторные действия, например, входят последовательно акт ощущения (восприятия), акт мышления и двигательный акт. Сенсо-моторная реакция в свою очередь может быть действием или же только актом – реакцией на пусковой сигнал, входящей, например, в сенсо-моторное действие остановки станка по сиг­налу.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.