Диалектика врачевания
Диалектика врачевания при всей гибкости своей-дело неспокойное. Постижение – это не накопление аргументов, это прежде всего понимание. Врачевание способно иногда как бы противоречить логике здравого смысла; это нужно понимать как умение схватить единство противоположностей, контрастов, как рационализм и одновременно как лиричность, как точность и одновременно как парадоксальность, схематичность и практичность, отвлеченность и документальность, серьезность и ироничность.Врачевание – это проникновение, соучастие, сопереживание, диалог с научными дисциплинами, с мировоззрением пациента и своим. Мысль при врачевании движется по тропе гибкости и разнообразия.
Если задать себе вопрос: в чем состоит основной недостаток современной клинической медицины, то приходится ответить: в недостаточном пиетете к врачеванию. Иначе: в отходе врачей от единства: «знаю, умею, хочу». Умение? Творчество? – «А мы не хотим их, их ведь не проверишь», т. е. не переведешь на язык цифр. «Душа? – Это – мистика!» Многие так говорят. Отделять работу при врачевании от творчества-значит не только «обеднять» врачевание. Нам нужно не число, а качество. Наука и искусство при врачевании-не антиподы. Они в истории культуры всегда шли друг другу навстречу, хотя это и не всегда замечалось. Настоящие ученые давно уже поняли, что не все в жизни (в клинике особенно) формализуется, поддается логике, и, несмотря на это, нажим на рассудочность при врачевании Делается все жестче и жестче. И иной врач становится избыточно рационалистичным.
Итак, при врачевании надо много знать, и не только знать, но и уметь. И даже умения, собственно говоря, еще мало! Надо еще выработать у себя мировоззрение, только оно дает возможность разгадать истинную значимость содеянного врачом. Точного знания для врачевания еще мало!
Хотя оно, конечно, необходимо, но при наличии одновременно и постижения. Ведь существуют события, явления, которые управляются по законам завтрашнего дня, действие которых станет очевидным, может быть, через несколько десятков лет.
Вместо фетишизирования точных дисциплин надо культивировать у себя так называемую «ассоциативную базу понятий». Эта база формируется опытом, всей системой понятий, образов и эмоций. Врач при врачевании выступает не как «клерк от науки», а как мыслитель. Культура современного врача предполагает социальную воспитанность и философскую основу. Ассоциативная база понятий, ассоциативное мышление вовлекает врача в творчество, делает его по крайней мере участником творчества. Если вообще наука нам нужна, то при врачевании она как самоцель может оказаться даже опасной, так как приводит к пагубной односторонности.
Метки: гибкость, диалектика, постижение
Страницы: 1 2