Психологическая подготовка


Не менее важна закономерность: все воз­действия в коллективе и через коллектив на человека осуществля­ются через систему его межличностных отношений, и, следова­тельно, любое формирование элементарных способностей .в коллективе происходит опосредованно, через личность. Так, укрепляя не только взаимосвязи между отдельными элементами способностей индивида, но и их связи с его личностью в целом, коллектив предоставляет индивиду возможность всесторонне развивать свои задатки, способствует расцвету индивидуально­стей.С. Л. Рубинштейн, расширив понятие «способности» до явле­ния общественного научного сознания, показал связь последнего с сознанием индивидуальным, и в частности с индивидуальными способностями. Он писал: «Только через связь психических свойств человека с его деятельностью открывается путь для их формирования. От правильного решения именно этого вопроса более всего зависит способность самой психологии (курсив наш.- К. П.) внести сколько-нибудь значительный и притом свой специфический вклад в великое дело воспитания людей и формирование их способностей»66. А ниже, развивая эту мысль и говоря о формировании способностей, он пишет: «Проблема способностей – одна из самых острых, если не самая острая проблема психологии»67. И это, бесспорно, так.
Ни практика, ни теория не могли ограничиться четырьмя понятиями, определяющими основные виды формирования личности: воспитанием, обучением, упражнением и тренировкой. Это было «обусловлено не только и даже не столько тем, что каждый из указанных видов формирования относится не к лич­ности в целом, а только к одной из ее иерархически связанных подструктур. Большее значение имела также сама направлен­ность всех этих четырех видов формирования на личность, а не на ее деятельность.
Практическая потребность в формировании личности в целом применительно к строго определенной деятельности и, следова­тельно, к формированию не только элементов способностей, но и их связей эмпирически привела к возникновению понятия и появлению слова «подготовка». У Владимира Даля это слово раскрывается следующими примерами: «Картина подготовлена, набросана вчерне… подготовка к приему в училище» Но Оже­гов расширил психологический смысл этого слова, добавив к определению слова «подготовить» – «предварительным сообще­нием расположить к восприятию чего-нибудь»2. Понятие «про­фессиональная подготовка» применяется с уточнением по спе­циальностям и дисциплинам: математическая, ремесленная, летная, спортивная, учебно-боевая, музыкальная, техническая и т. д.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.