Психика детей


Психика детейСправедливость этого постоянно подтверждается даже в работе с маленькими детьми. Нам пришлось наблюдать случай, когда у здорового, развитого мальчика 3 лет не удавалось отдифференцировать громкий (подкрепляемый конфетой) звонок от тихого (неподкрепляемого); разница в интенсивности звуков равнялась 15 дБ, т. е. была значительной. Словесный отчет сначала не давал указаний на причину затруднения, пока не выяснилось, что громкий звонок похож на звонок папы (в дверь), тихий — на звонок мамы, а конфеты всегда приносит мама. Таким
эразом, трехлетний ребенок при предъявлении лишь непосредственных сигналов осмыслил происходящее через вторую сигнальную систему и возник конфликт между экспериментальной ситуацией и жизненным опытом ребенка, что и повлекло за собой затруднение в получении дифференцировки.
При выработке двигательных условных рефлексов у более старших детей обязательно приходится давать инструкцию не задерживать движение (нажатие на ключ, доставание конфеты), иначе дети сознательно тормозят его: «Не знал, можно ли».
Павловское положение о единстве сигнальных систем как различных уровней одной и той же нервной деятельности имеет огромное методологическое значение: признание общности физиологических механизмов первой и второй сигнальных систем открывает путь для объективного анализа механизмов словесного мышления, сознательной деятельности человека.
Огромное количество вопросов, встающих в связи с разработкой гипотезы о сигнальных системах, остается пока открытым — они должны стать предметом исследования теперь. Однако положения, высказанные И. П. Павловым, являются своего рода программой для той сложной и ответственной работы, которая ожидает нас.

На Международном конгрессе физиологов в 1913 г. И. П. Павлов, подводя некоторые итоги тех результатов, которые были получены в его исследованиях, подчеркнул: «Благодаря тому что физиоло гия приняла понятие о рефлексе как основной функции нервной системы, оказалось возможным сделать предметом строго научного анализа те явления, которые раньше не поддавались изучению».

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.