Психический облик
В этой связи и подросток отражает, как правило, в своем психическом облике те качества, которые сформировались в результате длительного влияния на него условий совместной жизни и деятельности в семье, школе и на производстве.Гармония в формировании психических качеств подростка определяется как устранением чрезмерной опеки его в ходе развития, так и исключением чрезмерной перегрузки его хрупкой, формирующейся психики. Еще в середине XIX века первый из русских исследователей в этой области К. И. Грум-Гржимайло в своем руководстве «К воспитанию, образованию и сохранению здоровья детей» сообщил, что если умственная деятельность переходит границы и часто повторяется, то человек худеет всем телом, слабеет, теряет бодрость духа, аппетит, сон и, наконец, подвергается разным страданиям и недугам. Исходя из этого, чрезмерное упражнение и долговременное напряжение умственной деятельности имеет влияние не только на мозг, но и на весь организм ребенка.
Мера, гармония, синхронность воспитания соответствующих качеств у подростка определяют в первую очередь как последовательность, так и цельность структуры психического облика его. Как недооценка упрочения в раннем возрасте непосредственных впечатлений у ребенка, так и переоценка роли чрезмерно раннего умственного развития его через слово и фразу могут одинаково пагубно сказаться на последующем формировании психики подростка.
Нередко встречается недостаток гармонического воспитания психики подростка, который приводит к тому, что подросток хорошо знает, как не надо жить, но часто не знает, как надо жить. Вместе с тем именно гармоническое воспитание создает условия для выработки такого синхронного соотношения, качества которого присущи данному человеку в их единстве и неповторимой индивидуальности. Однако далеко не все аспекты сложной проблемы качественных особенностей психики подростка решены современной наукой.
Юношеский возраст (от 17 до 21 года), сохраняя многие особенности подросткового, вместе с тем радикально отличается, а психическое развитие юноши включает многие новые качества. В этой связи представляется совершенно неоправданным недифференцированный подход некоторых исследователей и попытки относить к подросткам всех лиц в возрасте от 12 до 18-20 лет.
Даже отрочество должно подразделяться на ряд качественно различных периодов развития психики.
Обращает на себя внимание тот факт, что уже в настоящий период жизни нашего государства далеко не у каждого подростка можно обнаружить все те свойства психики, о которых говорилось выше. В большинстве случаев эти качества проявляются в стертой форме, а развитие подростка происходит гармонично. И в этом величайшее значение социалистического строя нашего общества. Такая тенденция в изменениях формирования психики подростка убедительно свидетельствует о реальности задачи воспитания гармонической личности коммунистического завтра.
Метки: влияние, облик, подросток
Страницы: 1 2