Психический облик


В этой связи и подросток отражает, как правило, в своем психиче­ском облике те качества, которые сформировались в результате длитель­ного влияния на него условий совместной жизни и деятельности в семье, школе и на производстве.Гармония в формировании психических качеств подростка опреде­ляется как устранением чрезмерной опеки его в ходе развития, так и исключением чрезмерной перегрузки его хрупкой, формирующейся психики. Еще в середине XIX века первый из русских исследователей в этой области К. И. Грум-Гржимайло в своем руководстве «К воспи­танию, образованию и сохранению здоровья детей» сообщил, что если умственная деятельность переходит границы и часто повторяется, то человек худеет всем телом, слабеет, теряет бодрость духа, аппетит, сон и, наконец, подвергается разным страданиям и недугам. Исходя из этого, чрезмерное упражнение и долговременное напряжение умствен­ной деятельности имеет влияние не только на мозг, но и на весь орга­низм ребенка.
Мера, гармония, синхронность воспитания соответствующих качеств у подростка определяют в первую очередь как последовательность, так и цельность структуры психического облика его. Как недооценка упро­чения в раннем возрасте непосредственных впечатлений у ребенка, так и переоценка роли чрезмерно раннего умственного развития его через слово и фразу могут одинаково пагубно сказаться на последующем формировании психики подростка.
Нередко встречается недостаток гармонического воспитания психи­ки подростка, который приводит к тому, что подросток хорошо знает, как не надо жить, но часто не знает, как надо жить. Вместе с тем именно гармоническое воспитание создает условия для выработ­ки такого синхронного соотношения, качества которого присущи дан­ному человеку в их единстве и неповторимой индивидуальности. Одна­ко далеко не все аспекты сложной проблемы качественных особенно­стей психики подростка решены современной наукой.
Юношеский возраст (от 17 до 21 года), сохраняя многие особенно­сти подросткового, вместе с тем радикально отличается, а психическое развитие юноши включает многие новые качества. В этой связи пред­ставляется совершенно неоправданным недифференцированный подход некоторых исследователей и попытки относить к подросткам всех лиц в возрасте от 12 до 18-20 лет.
Даже отрочество должно подразделяться на ряд качественно различ­ных периодов развития психики.
Обращает на себя внимание тот факт, что уже в настоящий период жизни нашего государства далеко не у каждого подростка можно об­наружить все те свойства психики, о которых говорилось выше. В большинстве случаев эти качества проявляются в стертой форме, а развитие подростка происходит гармонично. И в этом величайшее зна­чение социалистического строя нашего общества. Такая тенденция в изменениях формирования психики подростка убедительно свидетель­ствует о реальности задачи воспитания гармонической личности ком­мунистического завтра.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.