Процесс воспитания


В процессе воспитания и обучения особенно требует­ся еще с детства прививать навыки концентрации вни­мания, наблюдательности, способности к исправлению ошибок и заблуждений в процессе познания и действия, к неоднократному обогащенному возобновлению в со­знании предшествующего опыта. Во всех этих навыках ведущую роль играет внимание в его активной и пассив­ной формах.! Ориентировочная и преднамеренная целе­вая направленность нашего Я вовне и внутрь осущест­вляется в виде внимания. Это волевой процесс, который регулирует «превращение внешних раздражений в факт сознания», осуществляет переход неосознаваемого со­держания психики в сферу ясного сознания, направляет ход суждений и умозаключений и объективирует резуль­таты мышления и переживаний в процессе разносторон­ней деятельности.Всегда ли интеллектуальные акты совершаются в по­ле ясного сознания? Оказывается, не всегда. В литерату­ре описываются люди, обладающие необыкновенными вычислительными способностями, так называемые фено­менальные счетчики, которые быстро и точно решают сложнейшие арифметические и другие задачи. Психофи­зиологические механизмы этих психических манипуля­ций еще не ясны. По-видимому, немалую роль играют явления эйдетизма зрительного и слухового порядка, во­зникающие ниже уровня ясного сознания. Опыт показы­вает, что эти люди-компьютеры не обладают высшими логически-математическими способностями.
Исследования психических механизмов научного творчества показывают, что у многих одаренных ученых возникают периоды больших затруднений в решении на­учных проблем. Так, Б. Рассел указывал, что иногда не­однократные попытки его подтолкнуть силой воли ход творческой работы оказывались безрезультатными, и он убеждался в необходимости терпеливо ожидать подсо­знательного вызревания идей.
Адамар по этому поводу сформулировал правило: когда бьешься над проблемой и убеждаешься в невоз­можности дальнейшего продвижения в ее решении, по­лезно на время оставить ее, чтобы снова вернуться к ней, через несколько месяцев. Этот период был назван им «периодом инкубации».
А. Пуанкаре склонен считать волевые сознательные усилия в творческой работе вовсе не бесплодными. На­против, они играют ведущую роль в научном творчест­ве, так как запускают «машину» подсознательного, кото­рая без сознательного процесса ничего бьине произвела.
Предположение о двух сферах нашего сознания вы­сказал еще С. С. Корсаков в 1901 г.: в более низкой не­отчетливой сфере психического автоматизма происходит сложное и вполне правильное сочетание знаний, проис­ходят процессы ассоциаций идей между собой и идей с чувствованиями и побуждениями под руководящим вли­янием направляющей силы разума. В сфере более вы­сокого сознания, а именно – самосознания отражается лишь часть того, что происходит в сфере психического автоматизма, но часть самая важная, составляющая ре­зультат сложных комбинаций, идей и чувствований
; Аналогичную мысль высказал Ф. В. Бассин. Психо­логический анализ, по его мнению, нередко выявляет существование «логической работы» мозга, несмотря на то, что эта работа протекает без ее осознания. Бессозна­тельное иногда дает о себе знать благодаря тому, что оно способно перерабатывать полученную информацию, хотя процесс этой переработки ускользает от контроля сознания. Бессознательное выступает в этом случае как термин, означающий очень своеобразную форму обыч­ной гностической активности мозга 2.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.