Принятие решений в зависимости от обстоятельств
Зная, что данный человек обладает определенной чертой характера, возможно до некоторой степени предвидеть, как он будет поступать при тех или других обстоятельствах. Если человек отличается отзывчивостью, то можно предполагать, что в трудные моменты жизни он окажет необходимую поддержку своему товарищу.
Если учителю известно, что данный ученик страдает самомнением, самовлюбленностью, то во многих случаях он воздержится от похвалы, предвидя, что похвала еще более вскружит голову этому ученику. Наоборот, зная его большую скромность и даже некоторую неуверенность в своих силах, учитель подбодрит и похвалит такого ученика, предвидя, с какой признательностью им будут встречены эти знаки одобрения.
При распределении общественных поручений среди учащихся учителя и комсорги исходят из предположения, обладает ли данный ученик чертами характера, необходимыми для выполнения этого поручения. А. С. Макаренко обычно мысленно «примеривал», пригоден ли по своему характеру тот или другой его воспитанник к тому, чтобы выполнить данное поручение.
Зная черты своего характера, человек сам нередко руководствуется ими как своего рода критерием поведения.
Беседуя с нашими учителями, просматривая их дневники, мы часто встречаемся с случаями, когда учитель проверяет свою работу, исходя из наличия тех черт характера, свойственных авторитетному педагогу, которые у него имеются. «Я учитель настойчивый и требовательный и не смогу допустить, чтобы Р. (ученик) остался «победителем», он должен выполнить мои требования». «Чем объяснить неуверенность у меня перед экзаменом десятиклассников на аттестат зрелости, — ведь я всегда верила в себя как в педагога? Не понимаю, что со мной происходит». Это «не понимаю» означает какое-то новое для этого учителя психическое состояние, а может быть, появление новой черты характера, которая противоречит имеющейся.
Метки: похвала, самовлюбленность, самомнение
Страницы: 1 2