Потребности общественного развития


Прогрессивная научная общественность все решительнее покидает позиции «наблюдателя» за ходом развернувшейся научно-технической революции и ее последствиями, за по­пытками империалистов превратить науку в орудие антигу­манных, эгоистических интересов эксплуататоров. Показате­лем социально-нравственной ориентации многих зарубежных ученых является предложение сформулировать положения своеобразной клятвы Гиппократа применительно к фунда­ментальным наукам. «Цель науки,- говорится в клятве,- должна заключаться во всеобщем улучшении жизни, а не в том, чтобы причинять вред человеку. Я подтверждаю, что буду придерживаться этого принципа в моей практике преподавания и в моей научной деятельности». К. Маркс, указывая на противоречивый характер прояв­ления гуманизма в естествознании в классовом обществе, сделал следующий вывод: «Естествознание посредством про­мышленности ворвалось в человеческую жизнь, преобразо­вало ее и подготовило человеческую эмансипацию, хотя непосредственно оно вынуждено было довершить обесчеловечение человеческих отношений»1. Другими словами, есте­ствознание в буржуазных странах, развиваясь непосред­ственно в ущерб индивиду и массе населения, тем не менее опосредованно, через производство создает необходимые материальные предпосылки для развития личности. Это противоречие находит отражение и во взглядах ученых, в их нравственной, позиции и ценностных установках. Социализм ликвидировал антагонистические противоре­чия между научными и моральными ценностями. Конечно, противоречия и проблемы, связанные с реализацией гумани­стических принципов в науке, не снимаются полностью. Однако развитой социализм утверждает принципиальное совпадение исследовательских и гуманистических устремле­ний, конституционно закрепляет свободу научного творче­ства и высокую меру гражданской и моральной ответствен­ности перед обществом и народом. В Конституции РОССИИ говорится: «Гражданам РОССИИ в соответствии с целями коммунистического строительства гарантируется свобода на­учного, технического и художественного творчества». Здесь важно подчеркнуть, что свобода творчества соотносится с целями коммунистического строительства. Это соответствие обеспечивает совпадение научного прогресса с подлинными и конкретными интересами всего человечества, которые слива­ются с коммунистическими идеалами рабочего класса.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.