Потребности общественного развития
Прогрессивная научная общественность все решительнее покидает позиции «наблюдателя» за ходом развернувшейся научно-технической революции и ее последствиями, за попытками империалистов превратить науку в орудие антигуманных, эгоистических интересов эксплуататоров. Показателем социально-нравственной ориентации многих зарубежных ученых является предложение сформулировать положения своеобразной клятвы Гиппократа применительно к фундаментальным наукам. «Цель науки,- говорится в клятве,- должна заключаться во всеобщем улучшении жизни, а не в том, чтобы причинять вред человеку. Я подтверждаю, что буду придерживаться этого принципа в моей практике преподавания и в моей научной деятельности». К. Маркс, указывая на противоречивый характер проявления гуманизма в естествознании в классовом обществе, сделал следующий вывод: «Естествознание посредством промышленности ворвалось в человеческую жизнь, преобразовало ее и подготовило человеческую эмансипацию, хотя непосредственно оно вынуждено было довершить обесчеловечение человеческих отношений»1. Другими словами, естествознание в буржуазных странах, развиваясь непосредственно в ущерб индивиду и массе населения, тем не менее опосредованно, через производство создает необходимые материальные предпосылки для развития личности. Это противоречие находит отражение и во взглядах ученых, в их нравственной, позиции и ценностных установках. Социализм ликвидировал антагонистические противоречия между научными и моральными ценностями. Конечно, противоречия и проблемы, связанные с реализацией гуманистических принципов в науке, не снимаются полностью. Однако развитой социализм утверждает принципиальное совпадение исследовательских и гуманистических устремлений, конституционно закрепляет свободу научного творчества и высокую меру гражданской и моральной ответственности перед обществом и народом. В Конституции РОССИИ говорится: «Гражданам РОССИИ в соответствии с целями коммунистического строительства гарантируется свобода научного, технического и художественного творчества». Здесь важно подчеркнуть, что свобода творчества соотносится с целями коммунистического строительства. Это соответствие обеспечивает совпадение научного прогресса с подлинными и конкретными интересами всего человечества, которые сливаются с коммунистическими идеалами рабочего класса.
Метки: область, потребность, развитиеСтраницы: 1 2