Оздоровительный эффект труда


Исследованиями установлено, что благоприятное влияние уроки труда оказывают только при их правильной организации: объяснения педагога должны быть сведены до возможного минимума, детям должна быть предоставлена максимальная возможность работать самостоятельно, с проявлением творческой инициативы.
При работе на участке, связанной с переноской тяжестей ‘(носилки, лейки), вес их должен быть ограничен в зависимости от возраста детей. Для детей 11 лет он не должен превышать 2,5—3 кг. Во избежание нарушения правильной осанки рекомендуется переносить указанные тяжести одновременно обеими руками.
В 5—8-х классах характер трудовой деятельности усложняется. Учащиеся занимаются трудом в мастерских по обработке дерева и металла, выращивают растения на пришкольном опытно-учебном участке. Девочки половину времени, отведенного на трудовое обучение, вместо работы в мастерских занимаются домоводством — обучаются шитью и приготовлению пищи.
Занятия в мастерских, как правило, оказывают благоприятное влияние на работоспособность и в конечном счете на здоровье школьников. Исследования умственной работоспособности учащихся с помощью корректурных проб показали,, что после работы в столярной мастерской скорость выполнения проб повышалась на 5—10%- У большинства учащихся наряду с увеличением скорости работы улучшалось и ее качество.
Аналогичные сдвиги наблюдали у школьников и при слесарных работах (М. В. Антропова, Л. В. Михайлова, Г. П. Сальникова, Ц. Л. Усищева) и при занятии домоводством. Наиболее благоприятные функциональные сдвиги а центральной нервной системе на последующих занятиях наблюдаются, если урок труда в середине учебного дня —на 3-м или 4-м уроке.
Необходимо следить за тем, чтобы организация занятий в. мастерских соответствовала основным гигиеническим требованиям, исходящим из возрастных возможностей детей. Иначе уроки труда сами могут стать источником утомления.
Опыт показывает, что учащиеся 5—8-х классов не могут в. течение длительного времени непрерывно выполнять какую-либо операцию. Поэтому они время от времени отвлекаются от работы, устраивают самопроизвольные перерывы.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.