Отношения во время игр


Особенно внимательного отношения во время игр тре­буют к себе нервные дети. Они легче и сильнее возбу­ждаются, быстрее утомляются и в состоянии утомления становятся раздражительными и могут расстроить хорошо налаженную коллективную игру.Надо внимательно следить за ними во время игры и при первых признаках утомления искусно отвлечь их пре­доставив в их распоряжение интересный материал, при­годный для спокойного индивидуального занятия.
Целесообразная группировка детей является нелегкой задачей, но от правильного решения ее зависит правильная организация всей жизни детского коллектива. Необходимо избегать сосредоточения нескольких нервных детей в одной группе. Чрезмерно подвижного, агрессивного ребенка надо чаще вводить в группу более старших детей, и обратно, наиболее пассивных, склонных к подражанию старших вводить в группу младших.
Мы уже говорили о ранних социальных проявлениях у ребенка. Если даже не следовать утверждению Ш. Бю­лер, которая в первой улыбке ребенка видит социальную реакцию, то все же мы должны признать, что уже до года имеется, несомненно, целый ряд более или менее слож­ных социальных проявлений. В играх эти социальные про­явления вырисовываются все яснее, дифференцируются и становятся несомненными для постороннего наблюдателя. Уже до года можно наблюдать такие формы социальных отношений, как обмен игрушками, внимательное наблю­дение одного ребенка за игровой деятельностью другого, радость одного ребенка при успехе другого, и рядом с этим, как указывает Бюлер, начинают проявляться такие черты, как агрессивность, соперничество, ревность, подчинен­ность и т. д.
Очень рано, как было уже указано, наблюдается в иг­рах покровительственное отношение старших детей к младшим и, наоборот, готовность последних подчиняться и преклоняться перед авторитетом старшего. Этот послед­ний факт, который отмечается в дневниках, находит мно­гократное подтверждение в поведении нашего ребенка и наблюдается сплошь и рядом в детских коллективах со смешанным возрастным составом, должен привлечь осо­бое внимание педагогов, так как авторитет старшего ре­бенка и сила его воздействия часто превосходят воспита­тельное влияние взрослых.
Старшинство в ранние годы при чрезвычайно быстром темпе развития определяется не годами, а сначала неделя­ми, затем месяцами, полугодиями и годом. Так, для четы­рехмесячного ребенка старшим является уже шестимесяч­ный, для годовалого – полуторагодовалый, для двухлетне­го ребенка – 2 лет 8 месяцев, для трехлетнего – четырех­летний.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.