Отношения во время игр
Особенно внимательного отношения во время игр требуют к себе нервные дети. Они легче и сильнее возбуждаются, быстрее утомляются и в состоянии утомления становятся раздражительными и могут расстроить хорошо налаженную коллективную игру.Надо внимательно следить за ними во время игры и при первых признаках утомления искусно отвлечь их предоставив в их распоряжение интересный материал, пригодный для спокойного индивидуального занятия.
Целесообразная группировка детей является нелегкой задачей, но от правильного решения ее зависит правильная организация всей жизни детского коллектива. Необходимо избегать сосредоточения нескольких нервных детей в одной группе. Чрезмерно подвижного, агрессивного ребенка надо чаще вводить в группу более старших детей, и обратно, наиболее пассивных, склонных к подражанию старших вводить в группу младших.
Мы уже говорили о ранних социальных проявлениях у ребенка. Если даже не следовать утверждению Ш. Бюлер, которая в первой улыбке ребенка видит социальную реакцию, то все же мы должны признать, что уже до года имеется, несомненно, целый ряд более или менее сложных социальных проявлений. В играх эти социальные проявления вырисовываются все яснее, дифференцируются и становятся несомненными для постороннего наблюдателя. Уже до года можно наблюдать такие формы социальных отношений, как обмен игрушками, внимательное наблюдение одного ребенка за игровой деятельностью другого, радость одного ребенка при успехе другого, и рядом с этим, как указывает Бюлер, начинают проявляться такие черты, как агрессивность, соперничество, ревность, подчиненность и т. д.
Очень рано, как было уже указано, наблюдается в играх покровительственное отношение старших детей к младшим и, наоборот, готовность последних подчиняться и преклоняться перед авторитетом старшего. Этот последний факт, который отмечается в дневниках, находит многократное подтверждение в поведении нашего ребенка и наблюдается сплошь и рядом в детских коллективах со смешанным возрастным составом, должен привлечь особое внимание педагогов, так как авторитет старшего ребенка и сила его воздействия часто превосходят воспитательное влияние взрослых.
Старшинство в ранние годы при чрезвычайно быстром темпе развития определяется не годами, а сначала неделями, затем месяцами, полугодиями и годом. Так, для четырехмесячного ребенка старшим является уже шестимесячный, для годовалого – полуторагодовалый, для двухлетнего ребенка – 2 лет 8 месяцев, для трехлетнего – четырехлетний.
Метки: отношение, состояние, утомление
Страницы: 1 2