Отделение эффективности и интеллекта
Помимо того что резкое отделение эффективности и интеллекта чрезвычайно искусственно, позволительно спросить: возможен ли сколько-нибудь удовлетворительный диагноз – если исключить счастливую случайность – без знания, и если, не допуская этой возможности, приходится призвать на помощь «бессознательные процессы умозаключения и наблюдения», то вправе ли мы отрицать их участие у ребенка? По отношению к поведению ребенка, преодолевающего трудности, вытекающие из сложности ситуации, уместен также вопрос: возможно ли было бы такое поведение со стороны ребенка, лишенного высших отделов головного мозга или не имевшего социального опыта и совершенно лишенного способности запечатлевать и использовать этот опыт?В толковании Блейлера мы видим образец того пристрастия и предубеждения, с которым даже глубокий исследователь подходит к вопросу об интеллекте ребенка, имея уже готовое отрицательное решение.
Образцы чрезвычайно ясного, логического рассуждения маленьких детей дал Л. Н. Толстой в серии диалогов под названием «Детская мудрость».
Интересно отметить, как два тонких наблюдателя детского мышления, стоящих на противоположных полюсах по своему мировоззрению (один – выдающийся научный исследователь, другой – величайший художник),-Пиаже и Толстой – нашли у ребенка то, что каждый из них искал: Пиаже – формы примитивного мышления, Толстой – проявление глубокой, ничем не затуманенной мудрости.
Кто из них прав? Я думаю, ни тот ни другой или, может быть, и тот и другой. Наряду с аутистическим, насыщенным эмоциональностью мышлением существует у ребенка уже в ранние годы скрытое пока острое орудие – интеллект, который в известные моменты жизненная необходимость заставляет пускать в ход.
Метки: диагноз, интеллект, эффективность
Страницы: 1 2